Экранизация
Экранизация, интерпретация средствами кино произведений другого вида искусства - прозы, драматургии, поэзии, песен, оперных и балетных либретто. Сразу же после своего возникновения искусство кинематографа использовало литературные сюжеты и образы. Первый русский игровой фильм "Стенька Разин и княжна" (1908, др. назв. "Понизовая вольница") - Э. песни "Из-за острова на стрежень". До 1917 в России было создано около 100 фильмов по романам и повестям А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого и др. Широко экранизировались произведения литературы и за рубежом ("Гамлет" Шекспира и др.). После Октябрьской революции 1917 освоение и развитие реалистических традиций классической и современной литературы значительно способствовало становлению советского киноискусства. С появлением звукового кино неизмеримо обогатились выразительные и жанровые возможности киноискусства - были созданы кинороман, киноповесть и т.д. Среди крупнейших Э. советского кино: "Мать" по М. Горькому (1926, реж. В. И. Пудовкин), "Бесприданница" по А. Н. Островскому (1936, реж. Я. А. Протазанов), "Пётр I" по А. Н. Толстому (1937-38, реж. В. М. Петров), "Детство Горького", "В людях" и "Мои университеты" по Горькому (1938-40, реж. М. С. Донской), "Молодая гвардия" по А. А. Фадееву (1948, реж. С. А. Герасимов), "Отелло" по У. Шекспиру (1956, реж. С. И. Юткевич), "Тихий Дон" (1957-58, реж. Герасимов), "Судьба человека" (1959, реж. С. Ф. Бондарчук) - обе по М. А. Шолохову; "Гамлет" по Шекспиру (1964, реж. Г. М. Козинцев), "Война и мир" по Л. Н. Толстому (1966-67, реж. Бондарчук), "Братья Карамазовы" по Достоевскому (1969, реж. И. А. Пырьев), "А зори здесь тихие..." по Б. Л. Васильеву (1972, реж. С. И. Ростоцкий). В зарубежных Э. широко распространён приём переноса действия классического произв. в другую временную (главным образом современную) эпоху. Особенно широко применяется Э. в телевизионном искусстве (сериалы - советский - "Как закалялась сталь" по Н. А. Островскому; английский - "Сага о Форсайтах" по Дж. Голсуорси и мн. др.).
Лит.: Эйзенштейн С. М., Американская трагедия, в его кн.: Избр. статьи, М., 1956; его же, Диккенс, Гриффит и мы, там же; Ромм М., О кино и о хорошей литературе, в его сб.: Беседы о кино, М., 1964; Вайсфельд И., Грани жизни, в его кн.: Мастерство кинодраматурга, М., 1961; Маневич И. М., Кино и литература, М., 1966.
М. С. Шатерникова.