Элиты теории
Элиты теории, социально-философские концепции, утверждающие, что необходимые составные части социальной структуры любого общества - элита (высший, привилегированный слой или слои, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры) и остальная масса людей. Выразителями подобного рода идей были Платон, Макиавелли, Т. Карлейль. Однако как определённая система взглядов Э. т. были сформулированы в 20 в. В. Парето и Г. Моска (Италия). До 2-й мировой войны 1939-1945 Э. т. получили наибольшее распространение в Италии, Германии, Франции; после войны - в США. Основные варианты Э. т.: "макиавеллиевский" (Дж. Бёрнхем, США), "ценностный" (Ла Валет, Франция), структурно-функциональный (Р. Даль, С. Келлер, США), "неоэлитизм"(Т. Дай, X. Цайглер, США). Общие черты Э. т. - отрицание исторического прогресса (история рассматривается как совокупность социальных циклов, характеризуемых господством определённых типов элит); критика идеи народного суверенитета как утопического мифа романтиков; утверждение, что неравенство - основа социальной жизни.
Исходный постулат Э. т. - абсолютизация политических отношений. Политическая власть рассматривается в качестве основной части социальных отношений, из которых наиболее значимы отношения господства и подчинения.
Первоначально Э. т. были открыто враждебны даже буржуазной демократии. В конце 30-40-х гг. И. Шумпетер и К. Манхейм (Германия) реконструируют Э. т., стремясь совместить их принципы с признанием буржуазно-демократических институтов. Манхейм утверждал, что отличительная черта демократии - конкуренция относительно открытых элит за позиции власти и "демократический оптимум элита-массы" ("Essays on the Sociology of Culture", L., [1956], p. 200). В 60-70-х гг. на основе этих идей была сформулирована т. н. теория плюрализма элит (Даль) и идея их "консензуса" (согласия) относительно существующей политической системы (Дай, Цайглер).
Классовые корни Э. т. лежат в разделении антагонистического общества на эксплуататорское меньшинство и эксплуатируемое большинство. Определённый этап исторического развития, связанный с недостаточным развитием производительных сил и представляющий предысторию человечества, Э. т. рассматривают как всеобщий закон, следствие "человеческой природы" и технологических требований сложного производства.
Марксистская социология показывает ненаучный характер Э. т., их направленность против марксистского учения о классах и классовой борьбе, против требования социального равенства всех членов общества.
Лит.: Миллс Р., Властвующая элита, пер. с англ., М., 1959; Ашин Г. К., Миф об элите и "массовом обществе", М., 1966; Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А., Социология. Политика. Международные отношения, М., 1974; Mosca G., Elementi di scienza politica, 6 ed., [Mil.], 1953; Dye T. R., Zeigler L. Н., The irony of democracy: an uncommon introduction to American politics, 2 ed., Belmont, 1972; Dahl R. A., Polyarchy, Hew Haven, 1971; Prewitt K., Stone A., The ruling elites, N. Y., [a. o.], 1973.
? Г. К. Ашин.