Большая советская энциклопедия

Эмиссия



Эмиссия (лат. emissio - выпуск, от emitto - выпускаю), выпуск в обращение денег и ценных бумаг. В капиталистических странах Э. денег производится центральными (эмиссионными) банками и казначействами. Первые выпускают кредитные деньги - банкноты (см. Банковские билеты), вторые - казначейские билеты и разменные монеты. Депозитно-чековая Э., служащая основой безналичных расчётов и значительно превосходящая по своему объему банкнотную, производится коммерческими банками. В главных капиталистических странах благодаря концентрации банковского капитала основная часть депозитов сосредоточена у наиболее мощных монополистических банков (см. Вклады).

В разных странах сложились различные эмиссионные системы, определяющие правила выпуска банкнот, размеры Э., нормы и формы ее обеспечения. В Великобритании акт Роберта Пиля (1844) устанавливал твердый лимит фидуциарной (не покрытой золотом) Э. в 14 млн. ф. ст., все банкноты сверх этого лимита подлежали 100% -ному обеспечению золотом. При этом общий максимум банкнотной Э. не фиксировался. Во Франции эмиссионная система, введенная в 1870, определила общий максимум банкнотной Э., обеспеченной и не обеспеченной металлом, в 1,8 млрд. фр.; Банку Франции предоставлялось право определять размер металлического покрытия Э. (в дальнейшем максимальный лимит Э. увеличивался и накануне 1-й мировой войны 1914-18 составлял 6,8 млрд. фр.). В Германии по закону 1875 максимальный контингент не обеспеченной золотом Э. определялся в 250 млн. марок для Рейхсбанка и 135 млн. марок для 32 других эмиссионных учреждений страны; кроме того, вводился принцип "третного покрытия" банкнот: они обеспечивались металлом не менее чем на 1/3. В России в 1897 была введена эмиссионная система, по которой Госбанку разрешалось выпускать не покрытые золотом кредитные билеты на сумму до 300 млн. руб.; в пределах до 600 млн. руб. золотое обеспечение составляло не менее 60%, вся Э., превышавшая этот лимит, подлежала 100%-ному обеспечению золотом.

В некоторых странах разрешалось превышать размер допустимой по закону необеспеченной Э. при уплате так называемого эмиссионного налога. В Германии в 1875 был введен налог в размере 5% от суммы превышения по сравнению с разрешенной законом Э. В США по закону 1913 при снижении нормы покрытия с 40% до 32,5% уплачивался налог в 1%, при последующем снижении на 2,5% - 1,5% и т. д.

В начале 20 в. металлическое обеспечение банкнотной Э. утратило прежнее значение. На первый план выдвинулась проблема обеспечения эластичности денежного обращения в связи с острыми денежно-кредитными кризисами, которыми сопровождались циклические колебания конъюнктуры. Повысилось значение кредитно-вексельного обеспечения Э. Так, закон об учреждении в 1913 Федеральной резервной системы (ФРС) США предусматривал, что не менее 40% эмитируемых банкнот должны обеспечиваться золотом, а остальные 60% - переучтенными векселями и акцептов, траттами (переводными векселями). 1-я мировая война 1914-18 вызвала огромное увеличение выпуска не обеспеченных металлом бумажных денег. Восстановленный в 20-х гг. в урезанных формах золотой стандарт потерпел крушение почти во всех странах в годы мирового экономического кризиса 1929-33. Золотой запас был передан центральными банками в стабилизационные валютные фонды казначейств и в большинстве стран перестал использоваться для покрытия внутренней Э. Норма 40%-ного золотого покрытия сохранилась в Швейцарии, 33%-ного - в Бельгии, 25%-ного - в Португалии. В США норма металлического покрытия Э., сниженная в 1945 с 40% до 25%, просуществовала до 1968, но имела практически формальное значение. Главным видом обеспечения банкнотной Э. стали государственные ценные бумаги. В США, по данным на 1 января 1977, банкноты в обращении на сумму 83,7 млрд. долл. были обеспечены портфелем государственных облигаций на 97 млрд. долл., принадлежащих ФРС. В Великобритании в ноябре 1976 кредитные билеты в обращении на сумму 6646 млн. ф. ст. обеспечивались портфелем государственных облигаций, числящихся на балансе Банка Англии в сумме 8046 млн. ф. ст. Широкая Э. банкнот под государственные ценные бумаги - важный фактор инфляционного роста цен и прогрессирующего обесценения денег (см. Инфляция).
Для контроля депозитно-чековой Э. (более сложного, чем регулирование наличной денежной Э.) банки капиталистических стран пытаются регулировать Э. депозитов, ограничивая размеры кассовых резервов коммерческих банков, однако они не могут поддерживать директивно установленный темп увеличения денежной Э. в условиях стихийного инфляционного денежного обращения. В Великобритании, например, в 1971-76 среднегодовой прирост денежной массы (включая депозиты до востребования) составлял, как правило, 14-19%, что в несколько раз превышало темпы роста валового национального продукта и товарооборота. Такое же положение в сфере денежного обращения Японии, Италии, Канады, США.
Э. ценных бумаг (акций и облигаций) осуществляют акционерные компании в сфере промышленности, торговли, коммунальных и бытовых услуг, кредита и финансов, а также буржуазное государство (его центральные и местные органы). Кроме того, на валютном рынке данной страны могут размещать свои выпуски ценных бумаг иностранные эмитенты (акционерные компании, банки). Э. ценных бумаг акционерных компаний служит одним из средств мобилизации долгосрочного капитала (т. н. эмитированный капитал). Современные монополистические концерны практикуют Э. мелких акций и имеют сотни тысяч, а в некоторых случаях миллионы акционеров. Фактический контроль над акционерными компаниями принадлежит финансовой олигархии (см. Акционерное общество). В 60-70-х гг. всё большая часть Э. облигаций распределяется не в результате продажи их на рынке различным инвесторам, а путём покупки всего займа узкой группой финансовых учреждений (например, страховых компаний). В 1975 в США Э. ценных бумаг частных компаний составила 53,3 млрд. долл. (в т. ч. выпуски для замены ценных бумаг, по которым истек срок, - 10,9 млрд. долл.). Из этой суммы 40,5 млрд. долл. приходилось на облигации и 12,8 млрд. долл. - на акции. Кроме того, местные органы власти эмитировали облигации на сумму в 30,6 млрд. долл. В Великобритании Э. ценных бумаг частных предприятий в 1975 составила 1835,3 млн. ф. ст., в том числе 296,4 млн. ф. ст. - ценные бумаги иностранных эмитентов; выпуски местных органов власти и государственных предприятий - 1009,5 млн. ф. ст.
Неуклонный рост Э. облигаций центральных правительств капиталистических стран отражает хроническую несбалансированность бюджетов, обременённых крупными государственными расходами на милитаризацию, государственно-монополистическое регулирование экономики и т. д. В США, например, задолженность федерального правительства по займам увеличилась с 45,9 млрд. долл. в 1939 до 620,4 млрд. долл. в 1976. Основной прирост Э. государственных облигаций имел место в годы 2-й мировой войны 1939-45 и войны во Вьетнаме (1964-73).
Особой категорией Э. ценных бумаг являются международные Э., составившие в 1976 сумму в 30 млрд. долл., в том числе выпуск иностранных облигаций в США - 1,0 млрд. долл., на денежных рынках других стран - 5,8 млрд. долл. и еврооблигаций - 14,1 млрд. долл. (последние представляют собой часть европейского рынка капиталов - 230 млрд. долл. на конец сентября 1976).
В социалистических странах Э. денег (банкнот и казначейских билетов) осуществляется в соответствии с потребностями народного хозяйства и регулируется в плановом порядке. В СССР выпуск или изъятие денег из обращения производит Государственный банк СССР в соответствии с кредитным и кассовым планами. С 1922 кредитные билеты Госбанка СССР на 25% обеспечиваются золотом и другими драгоценными металлами, а в остальной части - прочими активами Госбанка. Для оперативного маневрирования эмиссионными ресурсами в отдельных учреждениях Госбанка создаются резервные фонды кредитных билетов и монеты. Их размер регулируется лимитом, утверждаемым в целом по народному хозяйству Советом Министров СССР, а для отдельных учреждений - правлением Госбанка или республиканскими конторами. Деньги выпускаются в обращение на основе специальных эмиссионных разрешений.
Э. ценных бумаг в социалистических странах ограничена выпуском облигаций государственных займов. Средства от размещения этих займов используются для развития социалистического хозяйства и финансирования социально-культурных мероприятий.
Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, гл. 3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; его же, Капитал, т. 3, гл. 34, 35, там же, т. 25, ч. 2; Денежное обращение и кредит СССР, М., 1976; Усоскин В. М., Финансовая и денежно-кредитная система США, М., 1976; Денежное обращение и кредит капиталистических стран, М., 1977.
? В. М. Усоскин

Смотрите также: