Большая советская энциклопедия

Югославия



Югославия (Jugoslavija, Jyгославиja), Социалистическая Федеративная Республика Югославия, СФРЮ (Socialistička Federativna Republika Jugoslavija, Социjaлистичка Федеративна Република Jyгославиja).

? I. Общие сведения

Ю. - социалистическое государство на Ю. Европы. Большей частью территория Ю. расположена в северо-западной и центральной части Балканского полуострова, в бассейне Дуная. На З. омывается водами Адриатического моря. Площадь 255,8 тыс. км2. Табл. 1. - Политико-административное деление Социалистические республики и края Площадь, км2 Население, тыс. чел. (на 30.6.1976) Административный центр

Босния и Герцеговина
51129
4021
Сараево
Македония
25713
1797
Скопье
Сербия
в том числе:
88361
8843
Белград
автономный край Воеводина
21506
1989
Нови-Сад
автономный край Косово
10887
1429
Приштина
Словения
20251
1782
Любляна
Хорватия
56538
4514
Загреб
Черногория
13812
563
Титоград
Население 21,9 млн. человек (оценка на конец 1977). Столица - г. Белград.
? II. Государственный строй
Ю. - федеративная республика, в составе которой 6 социалистических республик (см. табл. 1). Действующая конституция провозглашена 21 февраля 1974. Согласно конституции вся власть в СФРЮ принадлежит рабочему классу в союзе со всеми трудящимися города и села. Ведущей идейной и политической силой рабочего класса и всех трудящихся является Союз коммунистов Югославии. Основы общественно-экономического устройства - свободно объединённый труд, общественная собственность на средства производства, самоуправление трудящихся. Конституция провозглашает братство и единство народов и народностей СФРЮ, равенство граждан независимо от национальности, расы, языка, вероисповедания, образования или общественного положения, закрепляет широкий круг прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; обеспечивает суверенитет, равноправие и национальную свободу всем народам и народностям, проживающим на территории СФРЮ; устанавливает равноправие их языков и письменности, свободное развитие их культуры.
В соответствии с конституцией СФРЮ федерация через союзные органы обеспечивает независимость и территориальную целостность СФРЮ; защищает её суверенитет в международных отношениях; обеспечивает систему социалистических самоуправленческих общественно-экономических отношений и единые основы политической системы; регулирует основные отношения, обеспечивающие единство югославского рынка, денежную и кредитную системы; поддерживает отношения с другими государствами; обеспечивает оборону страны и защиту государственной безопасности и т. д. Вопросы, которые конституцией не отнесены к ведению федерации, входят в компетенцию социалистических республик и социалистических автономных краев. Каждая социалистическая республика и каждый социалистический автономный край имеют свою конституцию, законодательство, высшие органы власти и т. д., а также своих представителей во всех основных союзных органах СФРЮ.
Орган общественного самоуправления и высший орган власти - Скупщина СФРЮ, которая принимает решения об изменении конституции СФРЮ, рассматривает и утверждает основы внутренней и внешней политики страны, принимает союзные законы, формирует другие высшие органы федерации и т. д. Срок её полномочий - 4 года. Скупщина СФРЮ состоит из 2 палат: Союзного веча (220 делегатов, избранных общинными скупщинами по 30 от каждой республики и по 20 от каждого автономного края) и Веча республик и краев (88 делегатов - по 12 от каждой республиканской и по 8 от каждой краевой скупщины). Полномочия Скупщины СФРЮ осуществляются её палатами либо совместно (избрание председателя Скупщины СФРЮ и его заместителей, председателя и членов Союзного исполнительного веча и др.), либо одной из палат самостоятельно (Союзное вече принимает решения об изменении конституции, бюджет федерации, утверждает основы организации союзных органов, решает вопросы войны и мира и др., а Вече республик и краев на основе согласия республиканских и краевых скупщин принимает общественный план Югославии, утверждает общий объём расходов бюджета федерации и др.).
Глава государства - президент СФРЮ. В соответствии со ст. 333 конституции СФРЮ, исходя из исторической роли И. Броз Тито, Скупщина СФРЮ в мае 1974 избрала его президентом республики без ограничения срока мандата. Президент республики представляет СФРЮ в стране и за границей, возглавляет Президиум СФРЮ, Совет народной обороны и является верховным главнокомандующим вооружёнными силами СФРЮ.
В состав Президиума СФРЮ входят по 1 члену от каждой республики и автономного края и - по положению - председатель Союза коммунистов Югославии. Члены Президиума избираются на 5 лет скупщинами республик и автономных краев. Компетенция Президиума СФРЮ - представительство СФРЮ в стране и за границей, рассмотрение вопросов внешней и внутренней политики, защита государственной безопасности, обеспечение общенародной обороны, руководство и командование вооружёнными силами СФРЮ в военное и мирное время.
В состав правительства - Союзного исполнительного веча - на началах равноправного представительства республик и соответствующего представительства автономных краев входят избираемые Скупщиной СФРЮ на 4 года председатель и члены Веча, а также союзные секретари и другие руководители союзных органов управления. Союзное исполнительное вече обеспечивает проведение политики, утвержденной Скупщиной СФРЮ, во всех областях жизни страны, утверждает проект общественного плана и проект бюджета федерации, координирует и направляет работу союзных органов управления и т. д.
Органы общественного самоуправления и высшие органы власти в социалистических республиках, социалистических автономных краях и общинах - трёхпалатные скупщины, которые избирают свои исполнит, органы (исполнительные веча) и формируют органы управления (секретариаты, комитеты и др.).
Судебную систему СФРЮ составляют Союзный суд, избираемый Скупщиной СФРЮ, республиканские и краевые верховные суды, общие суды, военные суды, а также самоуправленческие суды (суды объединённого труда, арбитражи и др.). Союзный прокурор, назначаемый Скупщиной СФРЮ, действуя в рамках прав и обязанностей федерации, в установленных законом случаях может давать обязательные указания республиканским и краевым прокурорам. Конституционный суд Ю., избираемый Скупщиной СФРЮ на 8 лет, выносит решения о соответствии законов и других общих актов конституции СФРЮ; решает споры о правах и обязанностях между федерацией, республиками и автономными краями; разрешает коллизии компетенции союзных, республиканских и краевых органов и т. д. Конституционные суды созданы также в социалистических республиках и социалистических автономных краях. Согласно конституции СФРЮ на всех уровнях созданы и действуют специальные органы, осуществляющие общественную защиту самоуправленческих прав трудящихся и общественной собственности. Союзного общественного защитника самоуправленческих прав назначает и освобождает от должности Скупщина СФРЮ.
Государственный герб и государственный флаг см. в таблицах к статьям Государственные гербы и Флаг государственный.
? Лит.: Конституция Социалистической Федеративной Республики Югославии, М., 1975; Социалистическая Федеративная Республика Югославия, М., 1975, с. 18-46; Николич П., Общественно-политическая система Югославии, Белград, 1974; Страшун Б., Новая конституция Югославии, "Советы депутатов трудящихся", 1974, ?8, с. 99-103.
? В. И. Ястребов.
III. Природа
Берега. Побережье Ю. сформировалось в результате опусканий гористой суши западной части Балканского полуострова с возникновением многочисленных островов, полуостровов, заливов и бухт, образовавших так называемый далматинский тип берега. Длина береговой линии свыше 2000 км. Близ побережья - Далматинские острова (свыше 1000, общей площадью 2,5 тыс. км2),крупнейшие из которых - Крк, Брач, Црес, Хвар, Паг, Корчула. Имеются удобные естественные гавани - Пула, Сплит, Шибеник, Котор и др.
Рельеф. Преобладают низкие и средне-высотные горы, занимающие свыше 2/3 территории страны. На С.-З. - хребты Восточных Альп (в том числе Юлийские Альпы с высшей точкой Ю. г. Триглав, 2863 м) - резко расчленённые, местами закарстованные горы со следами древнего оледенения. С С.-З. на Ю.-В. на 650 км, через всю страну протягивается Динарское нагорье, представляющее сочетание горных хребтов и массивов (Дурмитор, высотой до 2522 м,Динара, Велебит и др.) с продольными долинами и котловинами. Западная часть нагорья, сложенная главным образом известняками, является классической областью развития карста (получившего название от плато Карст на С.-З. страны) с большим количеством польев, пещер (в т. ч. Постойнска-Яма), исчезающих рек и т. п.; восточная - состоит из ряда облесённых плоскогорий и хребтов высотой 1500-2000 м. На В. страны расположены Восточно-Сербские горы (высотой до 2168 м), отделённые от Динарского нагорья долиной р. Морава. На Ю. - Родопско-Македонский массив (хребты Шар-Планина, Кораби, высотой до 2764 м и др., разделённые котловинами Косово Поле, Скопье, Пелагония).
Равнины занимают около 1/3 территории Ю., главным образом на С. и С.-В., куда заходит южная часть Среднедунайской равнины (высотой 100-150 м)с отдельными островными горами (высотой до 984 м). Участки холмистых равнин протягиваются и вдоль побережья Адриатического моря.
Геологическое строение и полезные ископаемые. Центральная и западная части Ю. занимает складчатая система Динарид, сложенная в основном метаморфическими докембрийскими и палеозойскими породами, офиолитами, флишем (внутренние Динариды), а также мезозойскими и кайнозойскими известняками, мергелями, флишем (внешние Динариды). Восточные и юго-восточные части занимает Восточно-Сербская зона Карпато-Балканид, сложенная метаморфическими породами докембрия и палеозоя, карбонатными породами, флишем и эффузивами мезозоя, и Родопско-Македонский массив, представленный докембрийскими метаморфитами фундамента, палеозойскими, мезозойскими и кайнозойскими магматическими породами, прорывающими фундамент, кайнозойскими молассовыми отложениями впадин. Северная часть страны расположена в пределах южной окраины Альп (палеозойские метаморфиты, мезозойские карбонатные породы, кайнозойский чехол) и Большой Венгерской впадины (кайнозойские молассовые отложения). См. также Геологический очерк в ст. Балканский полуостров.
С альпийским магматизмом связаны гидротермальные месторождения свинцово-цинковых руд (Трепча, Копаоник, Ново-Брдо, Шупля-Стена, Благодать, Леце, рудник Серебрянница и др.), Меди (Бор, Майданпед, Велики-Кривель и др.), сурьмы (Заяча), молибдена (Мачкатица). К известнякам приурочено ртутное месторождение Идрия. Средиземноморская провинция бокситовна территории Ю. протягивается вдоль Адриатического побережья. Известны также месторождения хромитов, железных и марганцевых руд, нефти и газа, бурых углей и лигнитов, руд вольфрама и никеля, асбеста, графита, фосфатов, каменной соли, строительных материалов.
Климат. На большей части страны климат умеренный, континентальный, близ побережья Адриатического моря на Ю. - субтропический, средиземноморский. Динарское нагорье препятствует проникновению тёплых воздушных масс со Средиземного моря во внутренние районы страны. На С. оно образует амфитеатр, в который свободно проникают холодные воздушные массы с С. и С.-В. Поэтому в северных и северо-восточных районах зима холоднее, чем в большинстве других стран Европы на тех же широтах. Средняя температура января на Среднедунайской равнине колеблется от 0 до -3 ?С, в горах от -1 до -5 ?С, на высоте около 2000 м до -8 ?С. Во внутригорных долинах морозы иногда достигают -30 ?С. На Адриатическом побережье зима умеренно тёплая, почти без морозов. Средняя температура января от 5 до 9 ?С. Лето повсеместно тёплое, местами жаркое. Средняя температура июля на равнинах от 20 до 22 ?С, в среднегорьях от 15 до 19 ?С, на высоте около 2000 м лишь 10 ?С. На Адриатическом побережье и на островах от 22 до 26 ?С.
Общие закономерности распределения осадков - возрастание их годового кол-ва с высотой в горах и уменьшение с С.-3. на Ю.-В. На Адриатическом побережье выпадает от 400 до 1400 мм осадков в год, на приморских склонах Динарского нагорья 2500-3000 мм (близ Которской бухты в отдельные годы до 5000 мм - один из самых увлажнённых районов Европы), в межгорных долинах нагорья 700-1500 мм,на Среднедунайской равнине 500-800 мм.В прибрежных районах максимальное количество осадков выпадает весной и осенью, лето сухое; во внутренних горных районах распределение осадков в течение года достаточно равномерно, на Среднедунайской равнине наиболее влажные сезоны - весна и начало лета. Зимой в северной части побережья обычен нисходящий штормовой ветер бора, холодные местные ветры наблюдаются в Воеводине (кошава), Македонии (вардарец). Для прибрежных районов весной характерен тёплый ветер сирокко.
Внутренние воды. 69% территории Ю. принадлежит бассейну Чёрного моря, 21% - бассейну Адриатического моря и около 10% - бассейну Эгейского моря. Отдельные карстовые районы не имеют поверхностного стока. Самая большая река - Дунай протекает по территории Ю. в своём среднем течении. Основные притоки Дуная - Драва, Сава, Морава, Тиса (в Ю.- её нижнее течение). Наиболее значительная река бассейна Адриатического моря - Неретва, Эгейского м. - Вардар (в Ю.- его верхнее и среднее течение). Реки отличаются весенним половодьем (от таяния снегов) и отдельными летними дождевыми паводками. Дунай и его основные притоки судоходны. Ю. богата гидроэнергоресурсами. На Дунае, в ущелье Железные Ворота построена мощная ГЭС Джердап. Используются также гидроэнергоресурсы Неретвы, Дрины и других рек. Самые крупные озёра - Скадарское, Охридское и Преспа расположены в межгорных впадинах по южным и юго-западным границам страны. На Динарском нагорье распространены карстовые озёра, иногда образующие каскады (например, Плитвичские озёра), в отрогах Альп - ледниковые озёра (Блед и др.).
Почвы. В горах преобладают горные бурые лесные почвы, часто щебнистые, или грубоскелетные, в разной степени оподзолейные; в верхнем поясе гор - горно-луговые почвы. Обширные карстовые районы лишены почвенного покрова. В межгорных впадинах местами распространены чернозёмовидные почвы смолницы. Близ Адриатического побережья - участки коричневых почв. На Среднедунайской равнине преобладают чернозёмы в сочетании с аллювиальными луговыми почвами, в значительной степени распаханные.
Растительность. Большая часть равнин в Ю. возделана; сохранились небольшие участки луговых степей. По долинам рек - пойменные луга и болота. Низкогорья внутренних районов страны до высоты 700-800 м покрыты степями, среднегорья от 800-1000 м до 1600-1800 м - преимущественно лесами из дуба, бука, граба, ясеня, замещающимися хвойными (ель, пихта) на высоте до 2000 м и на более увлажнённых склонах. Выше распространены луга. Карстовые районы безлесны, встречаются заросли шибляка. На побережье Адриатического моря и островах- заросли жестколистных вечнозелёных кустарников (маквис) и участки субтропических лесов (из каменного дуба, лавра, мирта и др.); значительные площади покрыты жёсткими травами.
Животный мир. На равнинах обитают полёвки, суслики, зайцы, в горах - олень, серна, дикая коза, лисица, кабан, рысь, куница, дикая лесная кошка: акклиматизирован медведь. Богат мир птиц (дятел, горлица, кукушка, куропатка, дрозд), многочисленные хищные (беркут, сип и др.) и водоплавающие (дикие гуси, утки) птицы. На каменистых склонах - ящерицы, змеи. В реках и озёрах водятся карп, щука, окунь, форель, угорь. В прибрежных морских водах - сардины, кефаль, анчоусы, тунец, скумбрия.
? Охраняемые территории. В 1971 в Ю. насчитывалось 14 национальных парков общей площадью около 240 тыс. га (наиболее крупные - Маврово, Дурмитор, Прень, Охридский, Плитвичские озёра), 20 заповедников, многочисленные заказники и памятники природы.
Природные районы. Среднедунайская равнина (южная окраина), распаханные плодородные низменности, над которыми возвышаются островные лесистые горы; Восточно-Сербские горы и Родопско-Македонский массив, средневысотные горы и плоскогорья, местами залесённые, чередуются с обширными распаханными котловинами; Динарское нагорье, средневысотные горы, покрытые лесами и кустарником, плоскогорья с широким развитием карста в приморской полосе; Восточные Альпы, лесистые горы альпийского типа, самые высокие в стране и малооблесённые плоскогорья; проявление высотной поясности ландшафтов; Адриатическое побережьеи прилегающие острова, холмы и низкогорья с распространением карста: средиземноморская кустарниковая растительность, субтропические ландшафты.
Лит.: Грацианский А. Н., Природа Югославии, М., 1955; его же, Природа Средиземноморья, М., 1971; Блашкович В., Югославия сегодня. Природа, люди, хозяйство, пер. с сербскохорв., М., 1970.
? А. Н. Грацианский (физическая география), Е. Г. Мартынов (геологическое строение и полезные ископаемые).
IV. Население
Ю. - многонациональная страна, её населяют: сербы - 8,1 млн. человек (39,7% всего населения; здесь и ниже данные переписи 1971), хорваты - 4,5 млн. (около 22%), словенцы - 1,7 млн., "мусульмане" (в этническом смысле) - 1,7 млн., македонцы - 1,2 млн., черногорцы - 0,5 млн. Все эти народы расселены преимущественно в пределах своих национальных республик. Значительное число сербов и хорватов живёт также в Боснии и Герцеговине. Сербы, хорваты, "мусульмане" и черногорцы говорят на диалектах сербскохорватского языка; словенцы и македонцы имеют свои разговорные и литературные языки. По религии верующие сербы, македонцы и черногорцы - православные; хорваты и словенцы - католики; часть верующих - мусульмане (преимущественно жители Боснии и Герцеговины). Кроме того, в Ю. живут албанцы (в автономном крае Косово) - 1,3 млн. человек, венгры (в автономном крае Воеводина) - около 480 тыс., турки - около 130 тыс., словаки - 84 тыс., цыгане - 78 тыс., румыны - около 60 тыс. и др.
Во время 2-й мировой войны 1939-45 Ю. понесла тяжёлые людские потери (только прямые потери 1,7 млн. человек). За послевоенные годы имел место быстрый рост численности населения (с 15,8 млн. человек в 1948 до 21,9 млн. человек в 1977). Между переписями 1961 и 1971 население Ю. возрастало за счёт естественного прироста ежегодно в среднем на 200 тыс. человек. В 1977 число работающих за границей югославских граждан составило свыше 0,8 млн. человек.
Из экономически активного населения (8890 тыс. человек по переписи 1971, или 43,3% всего населения Ю.) 44,6% было сосредоточено в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве и рыболовстве, 27,0% в промышленности, строительстве и ремёслах. Среди занятого населения (1971) на крестьян-единоличников приходилось 44,3%; с.-х. рабочих - 1,6%; рабочих, включая занятых в ремесле, торговле и услугах, - 32,2%; владельцев частных мастерских и лавок - 2,3%; администрацию, специалистов, лиц свободных профессий и пр. - 17,4%. Средняя плотность населения - 84 человек на 1 км2, в отдельных индустриальных районах и на плодородных равнинах до 100-200 человек на 1 км2, в горных карстовых районах Динарского нагорья снижается до 25-30 человек на 1 км2. Доля городского населения, по официальным данным, 39% (1971), до войны всего 13%. Наблюдаются значительные внутренние миграции населения. Быстрыми темпами растут крупные города. По переписи 1971, насчитывалось 9 городов с числом жителей свыше 100 тыс. (в 1948 всего 2): Белград, Загреб, Скопье, Сараево, Любляна, Нови-Сад, Сплит, Риека, Ниш.
V. Исторический очерк
? Первобытнообщинный и рабовладельческий строй на территории Ю. (до 7 в. н. э.). Древнейшие следы поселений человека на территории Ю. относятся к эпохе палеолита. Около 1800 до н. э. на большей части территории Ю. появились иллирийские (см. Иллирийцы) и фракийские (см. Фракийцы) племена. Около 4 в. до н. э. во внутренних районах поселились кельты, на Адриатике (в 4 в. до н. э.) возникли древнегреческие колонии Исса (на о. Вис), Фарос (на о. Хвар) и др. В 3 в. до н. э. - 1 в. н. э. территория Ю. завоёвана рабовладельческим Римом, создавшим здесь провинции Иллирия, Паннония, Далмация и др. (в числе римских крепостей известен Сингидунум на месте современного Белграда). В 395 территория Ю. разделена между Западной и Восточной (Византия) Римскими империями. Во время Великого переселения народов вторгаются на территорию Ю. вестготы, остготы, гепиды, гунны, лангобарды (юго-западные и южные районы оставались под господством Византии).
? Югославянские земли после расселения славян на Балканском полуострове. Складывание и развитие феодализма (7 - начало 16 вв.). В 6-7 вв. на Балканском полуострове расселяются славяне - предки современных югославских народов. В 7 в. и отчасти в 8 в. большая часть славянских племён на территории Ю. находилась под властью аваров или же в союзе с ними. Образовавшееся в 658 государство Карантания попало около 745 в зависимость от Баварии. В македонских землях в конце 7 в. был создан крупный союз местных племён. В 8-9 вв. у югославянских народов начинает распространяться христианство. В 9 - середине 10 вв. оформились раннефеодальные Хорватское и Сербское государства, укрепившиеся в борьбе против Венгерского королевства, Венеции, Первого Болгарского царства. В начале 11 в. большая часть территории Ю. была завоёвана Византией. Центром борьбы за государственную самостоятельность югославян в 11 в. стало княжество Дукля (позднее название - Зета, с 15 в. - Черногория), а с 12 в. - Рашка. Политическая разобщённость югославянских земель, междоусобицы облегчили Венгерскому королевству завоевание Славонии (1091), Хорватии и Далмации (1102).
В 12-15 вв. в югославянских землях растет крупное феодальное землевладение светской знати, католической и православной церкви. Центрами ремесла и торговли стали города Дубровник, Загреб, Задар, Белград, Любляна, Котор, Бар, Скопье и др.; происходит интенсификация сельского хозяйства, колонизация земель и расширение посевных площадей, рост внутренней торговли и торговых связей с другими странами Европы. Отмечается приток немецких колонистов в города Сербии и Боснии, в словенские земли. С оформлением основных групп феодального господствующего класса развивается сословное представительство (см. Собор) светской и духовной знати (в Хорватии, Боснии, Сербии).
В конце 12 в. Византия теряет гегемонию на Балканах в результате усиления Сербской державы Стефана Немани и Боснии бана Кулина. Словенские земли, подвергшиеся усиленной германизации, развивались в границах империи Габсбургов, Хорватия и Далмация (отчасти Босния) - в рамках Венгерского королевства, Зета и Сербия (в 12-13 вв.) - по пути борьбы за полную независимость от Византии. В начале 14 в. определилось самостоятельное развитие Боснии, расширение Сербии Неманичей к югу и её превращение (1345) в крупное царство Стефана Душана (распалось к концу 60-х гг. 14 в.). Часть югославянских земель объединилась в 1353-г-91 под эгидой боснийской династии Котроманичей; к середине 15 в. Босния фактически распалась на ряд феодальных владений (в это время создаётся княжество Герцеговина). Процессы политической консолидации сербских земель (конец 14 - середина 15 вв.) остались незавершёнными, несмотря на некоторое упрочение наиболее крупного государственного образования - княжества (в исторической литературе - "Сербская деспотовина") Лазаря и Стефана Лазаревича. В середине 14 - 1-й половине 15 вв. под власть Венгерского королевства попали часть Боснии, Белград с некоторыми районами северной Сербии; к Венеции отошли наряду с Истрией Далмация, Котор и Зета. После битвы 1389 на Косовом Поле турецкие войска захватили македонские земли, в 50-х гг. 15 в. - Сербию, в 1463 - Боснию, в 1482 - Герцеговину, в 1496 - Зетское княжество Черноевичей. Сохранила самостоятельность (ценой уплаты дани османам) лишь Дубровницкая республика (до 1808). В 1521 турецкие войска заняли Белград. После Мохачской битвы 1526 Османская империя захватила новые районы Боснии и Хорватии.
Югославянские земли в период владычества Османской империи, Габсбургов и Венеции на территории Ю. (до конца 18 в.). Закрепление господства Османской империи почти на всей территории Ю. (кроме Словении и части Хорватии, находившихся под властью Габсбургов; Далмации, Истрии - во владении Венеции, а также Дубровника) вынуждало славянское население переселяться к З. и С. за Саву и Дунай (в южные районы прежнего Венгерского королевства; современная Воеводина). Устанавливается господство мусульманской знати и духовенства. Начинается исламизация славянского населения (прежде всего в городах; в деревне - особенно в Боснии, прежнем оплоте богомильства). В 16-17 вв. экономический регресс отмечается почти во всех югославянских землях. В Османской империи усиление феодальной эксплуатации вызвало ряд антифеодальных и антитурецких восстаний (под руководством И. Ненада в 1526-27, крестьян в районе Прилепа в 1564-65, и др.). Антифеодальные движения охватили хорватские и словенские владения Габсбургов (словенских крестьян в 1478 и 1515, Губеца Матии восстание 1573). В конце 16 в. вспыхивают антитурецкие восстания в Банате, Сербии, Черногории. Ослабление Османской империи и присоединение к владениям Габсбургов по решению Карловицкого конгресса 1698-99 большая часть территории Славонии, южных районов бывшего Венгерского королевства, а в 1718-39 также северной Сербии сопровождались новым переселением сербского населения за Саву и Дунай. Это обусловило перемещение центра сербской церковной и культурной жизни на территорию современной Воеводины. В 18 в. началось формирование капиталистических отношений в Воеводине, Военной границе, в хорватских и словенских землях (слабее - в венецианской Далмации). У югославянских народов возрастают симпатии к России, надежды на её содействие антитурецкой борьбе. После разгрома в 1796 турецких войск фактической независимости добилась Черногория; в 90-х гг. некоторые уступки от турецких властей получило сербское население Белградского пашалыка.
Развитие капиталистических отношений и национально-освободительное движение в югославянских землях (конец 18 в. - 1918). В югославянских землях Габсбургской монархии, значительно экономически отстававших от стран Западной и Центральной Европы, капитализм развивался повсеместно, хотя и неравномерно. Важную роль в освобождении югославян от турецкого ига сыграло Первое сербское восстание 1804-13 в Белградском пашалыке. Однако освобожденная повстанцами во главе с Карагеоргием при поддержке России (русско-турецкая война 1806-12) придунайская Сербия в 1813 была захвачена Турцией. Второе сербское восстание 1815 под руководством Милоша Обреновича привело к созданию Сербского княжества, автономия которого под сюзеренитетом султана была закреплена русско-турецкими договорами 1826 и 1829. С 30-х гг. 19 в. в Сербии оживилось развитие товарно-денежных отношений. Укрепилась центральная власть в Черногории. В 1852 митрополит Данило Петрович Негошпровозгласил её княжеством. В Хорватии движущими силами национального движения стали либеральное дворянство, торговая буржуазия и связанная с ними интеллигенция (см. Иллиризм). Но объединит, тенденция иллиризма встретила слабый отклик в сербском и словенском обществах (идеи правящих кругов Сербии выражены в 1844 И. Гарашанином). Развитию национального самосознания словенцев способствовало создание в 1809 Иллирийских провинций. В 1848-49 происходит подъём национально-освободительного движения в югославянских землях Габсбургов. Во главе его стояли национальная буржуазия и дворянство. Словенские либералы сформулировали в апреле 1848 в Вене программу политического воссоединения словенских этнических территорий (т. н. Объединённой Словении программа); хорваты на митинге в Загребе в марте 1848 потребовали воссоединения с Хорватией Далмации, Военной границы и других земель, сербы на скупщине в мае 1848 - автономии Воеводины и союза с Хорватией. Политика венгерского дворянства, возглавившего Революцию 1848-49 в Венгрии, стимулировала в югославянских землях империи австрославистскую ориентацию либералов (см. Австрославизм) и активизацию консервативных сил (поход войск бана Хорватии И. Елачича против революц. Венгрии и Вены в сентябре - ноябре 1848). В 1848-49 интенсивнее стали внутринациональные (Сербия - Воеводина) и югославянские (Хорватия - Воеводина - Сербия - Черногория и др.) связи, выросли национальное самосознание и политический опыт югославянских народов. Ликвидация основ феодализма в результате Революции 1848-49 в империи Габсбургов способствовала развитию капиталистических отношений в югославянских землях.
В 50-х гг. 19 в. ускорилось разорение крестьянства в югославянских землях Османской империи, охваченной внутренним кризисом. Областью неоднократных народных восстаний стала Герцеговина (см. Герцеговинские восстания1852-53, 1857-58, 1861-62), в 1857 крест, восстание произошло в северной Боснии. Восстания сопровождались черногорско-турецкими войнами (1851- 1852, 1858, 1862). В 60-х гг. новый подъём освободительных движений наблюдался в югославянских землях Габсбургской империи. В 3-й четверти 19 в. происходило дальнейшее развитие процесса консолидации сербской, хорватской и словенской наций. У сербов это проявилось в деятельности Омладины (1866-72); либерально-демократическое движение в Воеводине возглавил С. Милетич. В сербской буржуазной среде преобладали великосербские тенденции. Лидеры сложившейся в 1860 хорватской либерально-югославистской группировки (И. Штросмайер,Ф. Рачки и др.) колебались между австрославизмом и борьбой за независимое югославянское государство; в противовес великосербской в 60-х гг. развивалась великохорватская идеология - А. Старчевич и другие праваши. Словенское либеральное движение во 2-й пол. 60-х гг. вновь выдвинуло лозунг Объединённой Словении (в рамках Габсбургской империи), поддерживало планы сплочения югославян (А. Томшич и др.). Сербское и хорватское национальные движения требовали от правительства Сербии энергичной политики на Балканах, войны против Османской империи, внешнеполитической ориентации на Россию. Руководители национальных движений отстаивали принцип национального суверенитета. Пропаганду революционно-демократических и социалистических идей в Сербии в 1870-75 возглавил С. Маркович.
??Герцеговинско-боснийское восстание 1875-78 против турецкого гнёта ускорило начало восточного кризиса 1875-78. В июне 1876 войну Турции объявили Сербия и Черногория (см. Сербо-черногорско-турецкие войны 1876-78). В результате русско-турецкой войны 1877- 1878 была признана полная независимость Сербии и Черногории, что подтверждалось и в решениях Берлинского конгресса 1878. В 1878 Босния и Герцеговина, Новопазарский санджак были оккупированы Австро-Венгрией. При поддержке Австро-Венгрии князь Милан Обренович [1868-89] в 1882 провозгласил Сербию королевством, а себя королём. В конце 19 в. в Словении и Хорватии, несколько позднее в Сербии, Боснии и Герцеговине оформились классы торгово-промышленной буржуазии и пролетариата. В последней трети 19 - начале 20 вв. в основном сформировались сербская, словенская и хорватская нации, происходил постепенный процесс формирования других югославянских наций.
В начале 20 в. наиболее развитыми в промышленном отношении были словенские земли. Сербия по уровню промышленного производства уступала Словении и Хорватии. Житницей Австро-Венгрии, областью крупнопомещичьего и среднего буржуазного хозяйства стала Воеводина, Босния и Герцеговина оставались сырьевой базой имперской промышленности. Господствующие позиции в экономике югославянских земель Габсбургской монархии занимал австро-немецкий и венгерский крупный капитал. Ещё в конце 19 в. возникли рабочие организации, проходили политические выступления рабочих (в 1890 первые маёвки в Хорватии и Словении, в 1893 в Сербии). В 1894 основана Социал-демократическая партия Хорватии и Славонии, в 1896 - словенская Югославянская социал-демократическая партия, в 1903 - Сербская социал-демократическая партия партия, в 1909 - Социал-демократическая партия. партия Боснии и Герцеговины.
Левое крыло (руководитель Г. Делчев)основанной в 1893 Внутренней македонско-одринской революционной организации (ВМОРО) боролось за сплочение всех народностей исторической области Македонии на борьбу за политическую независимость и социальную справедливость, организовало и возглавило Илинденское восстание 1903.
Государственный переворот (май 1903) в Сербии привел к власти династию Карагеоргиевичей и Радикальную партию (основана в 1881, лидер Н. Пашич). Успех в таможенной войне против Австро-Венгрии (1906-10) способствовал промышленному развитию Сербии, укрепил её авторитет в югославянских землях. Хорватско-сербское сближение ознаменовалось созданием в 1905 блока буржуазных либеральных партий (т. н. хорватско-сербская коалиция). В октябре 19Э8 Габсбургская монархия аннексировала Боснию и Герцеговину, что вызвало т. н. боснийский кризис 1908-09. Обострившаяся в начале 20 в. борьба европейских держав (особенно Германии и Австро-Венгрии) за Балканский полуостров ускорила создание Балканского союза 1912. Балканские войны 1912-13,прогрессивным результатом которых было освобождение Македонии, Албании, греческих островов Эгейского моря от турецкого ига, вызвали рост национально-освободительного движения югославянских народов Австро-Венгрии. В качестве предлога для подавления этого движения Габсбурги использовали Сараевское убийство (28 июня 1914) австрийского престолонаследника Франца Фердинанда членом организации "Молодая Босния" Г. Принципом и др. 28 июля 1914 Австро-Венгрия объявила войну Сербии, ставшую началом 1-й мировой войны 1914-18. Осенью 1915 австро-венгерские войска (совместно с германскими и болгарскими) оккупировали Сербию, в январе- феврале 1916 - Черногорию (воевала на стороне Сербии). В мае 1915 в Лондоне был основан Югославянский комитет, развернувший кампанию за отделение югославянских земель от Австро-Венгрии, за их объединение с Сербией и Черногорней. 30 мая 1917 югославянские депутаты австрийского рейхсрата потребовали создания объединённого югославянского государства в рамках империи (Майская декларация). Сербское правительство повело переговоры с Югославянским комитетом, результатом которых явилась Корфская декларация 1917, к которой в августе 1917 присоединился Черногорский комитет национального объединения (основан в марте 1917).
Буржуазно-монархическая Ю. в 1918- 1941. Под влиянием Октябрьской социалистической революции в России революционное и освободительное движение югославянских народов в 1918 значительно усилилось. Всеобщая забастовка (февраль 1918) в Австро-Венгрии охватила и югославянские земли. В феврале 1918 вспыхнуло восстание на кораблях австро-венгерского флота в Которе (см. Которское восстание 1918). Массовый характер приняло дезертирство из австро-венгерской армии; усилились крестьянское движение, деятельность социал-демократических партий югославянских земель. Освобождение территории Сербии и Черногории от австро-венгерских и германских войск (1 ноября 1918 сербские войска освободили Белград) ускорило развитие политического процесса. 1 декабря 1918 в Белграде было провозглашено объединение Сербии, Черногории и югославянских областей распавшейся Австро-Венгрии в единое Королевство сербов, хорватов и словенцев (Королевство СХС) во главе с династией Карагеоргиевичей.
Под влиянием развернувшегося в стране в 1919-20 революционного движения 27 февраля 1919 власти приняли декрет о проведении аграрной реформы. Рабочие добились введения 8-часового рабочего дня, повышения заработной платы и др. уступок. 20-23 апреля 1919 в Белграде состоялся Объединительный съезд Социалистической рабочей партии Ю. (коммунистов); на 2-м съезде (июнь 1920) она была переименована в Коммунистическую партию Ю. (КПЮ; см. в ст. Союз коммунистов Югославии). По результатам выборов в скупщину 28 ноября 1920 КПЮ (свыше 65 тыс. членов), получившая около 200 тыс. голосов избирателей и 59 депутатских мандатов (из 419), стала третьей по величине партией в стране. Боясь дальнейшего роста её влияния, правительство издало в декабре 1920 контрреволюционный декрет ("Обзнана"), фактически ставивший КПЮ вне закона. 2 августа 1921 скупщина приняла т. н. Закон о защите государства, запрещавший КПЮ лишавший её депутатских мандатов.
В вопросе о государственном устройстве многие представители хорватской и словенской буржуазии отстаивали идеи федерализма: ещё в феврале 1919 лозунг республики выдвинула Хорватская крестьянская партия (ХКП, основана в 1904; в 1919-25 названа Хорватская республиканская крестьянская партия, ХРКП). Однако преобладающее влияние имел блок сербской Радикальной и Демократической (основана в 1919) партий. Принятая в июне 1921 скупщиной Видовданская конституция закрепила победу великосербских кругов. Правящая верхушка проводила политику угнетения несербских народов Боснии и Герцеговины, Вардарской Македонии, Словении, Хорватии и Черногории, составлявших свыше 1/2 населения страны. В области внешней политики югославское государство выступало защитником системы, установленной Версальским мирным договором 1919, а также Сен-Жерменским мирным договором 1919, Трианонским мирным договором 1920, Нёйиским мирным договором 1919, определившими границы Королевства СХС с Австрией, Венгрией и Болгарией. В 1919 решены пограничные вопросы с Румынией и Грецией. Рапалльским договором 1920 устанавливалась итало-югославская граница. Двусторонние договоры в 1920-21 между Королевством СХС, Румынией и Чехословакией оформили военно-политический блок этих государств (см. Антанта Малая). Неизменной в течение всего периода существования буржуазно-монархической Ю. была антисоветская позиция её правительства.
В 1922-28 обострилась национальная борьба. Движение за федералистское переустройство особенно сильным было в Хорватии, где ещё в конце 1921 создался блок всех политических партий во главе с ХРКП (в 1923 - вторая по величине партия в стране после сербских радикалов). Однако лидеры ХРКП проявили непоследовательность и вступили в переговоры с великосербскими кругами. ХРКП сняла в 1925 лозунг республики, признала конституцию 1921, в июле 1925 - феврале 1927 её представители входили в коалиционное правительство. В конце 1927 образовался политический блок (т. н. Крестьянско-демократическая коалиция) Независимой демократической партии (основана в 1924, лидер С. Прибичевич) и ХКП. Правящие круги подготовили расправу с коалицией и её лидерами. 20 июня 1928 серб. националист П. Рачич застрелил в скупщине двух хорватских депутатов и смертельно ранил руководителя ХКП С. Радича. Позиция коалиции, избегавшей решительных действий, позволила реакции подавить стихийные выступления трудящихся. Внутренняя неустойчивость осложняла международное положение Королевства СХС. После аннексии Италией "свободного государства" Риеки (1923) ухудшились итало-югославские отношения; ряд двусторонних итало-югославских соглашений (Неттунские соглашения 1925 и др.) не привёл к их улучшению. После фашистского переворота 9 июня 1923 в Болгарии ухудшились и болгаро-югославские отношения. Королевство СХС пыталось укрепить сотрудничество со странами Малой Антанты, заключило союзный договор с Францией (ноябрь 1927).
6 января 1929 король Александр совершил государственный переворот и установил в стране военно-монархическую диктатуру. Конституция 1921 была отменена, скупщина распущена. Король поставил во главе правительства генерала П. Живковича. По т. н. Закону о защите государства (январь 1929) запрещались все политические партии. В октябре 1929 издан закон о новом наименовании государства - Королевство Ю. С резким осуждением диктатуры выступила находившаяся в подполье КПЮ.
В 1931 экономику Ю. охватил мировой экономический кризис 1929-33. Без работы в 1931-33 оказалось около 300 тыс. человек, происходило массовое разорение крестьянства. Экономический кризис вызвал оживление революционных и национальных движений. В сентябре 1931 король Александр "даровал " конституцию, фактически кодифицировавшую реакционные порядки. Во внешней политике Ю. по-прежнему ориентировалась на Францию и Малую Антанту. 9 февраля 1934 Ю. вместе с Грецией, Румынией и Турцией основала Антанту Балканскую. 9 октября 1934 в Марселе король Александр стал вместе с французским министром иностранных дел Л. Барту жертвой покушения, подготовленного хорватскими фашистами - усташами (организация основана в 1929, лидер А. Павелич) и перешедшей в межвоенный период на фашистские позиции частью ВМОРО при тайном соучастии гитлеровцев (так называемая операция "Тевтонский меч"). В предвоенные годы оживилась экономика Ю., стала развиваться промышленность (в том числе металлургическая, машиностроительная и отчасти химическая, что было связано со строительством военных предприятий). Наблюдался рост зависимости Ю. во внешней торговле от фашистской Германии (в 1939-46% югославского экспорта и 54% импорта). В 1937 с заключением договоров "О вечной дружбе" с Болгарией и "О нейтралитете" с Италией Ю. фактически отошла от союза с Францией. Большой размах в 1935-36 приобрела стачечная борьба. Усилилось влияние КПЮ, что в значительной степени определялось началом проведения КПЮ в 1935-37 тактики народного фронта. Образованное в конце 1937 новое руководство КПЮ во главе с И. Броз Тито повело успешную борьбу за её организационное укрепление.
В октябре 1937 Крестьянско-демократическая коалиция и сербская Объединённая оппозиция (основана в 1935; Радикальная, Демократическая и Земледельческая партии) создали политический Блок народного соглашения, выдвинувший требования отмены конституции 1931, обеспечения гражданских и политических свобод, созыва скупщины, перестройки государства на федеративной основе. После аншлюса Австрии (1938) и Мюнхенского соглашения 1938 Ю. проводила политику лавирования между фашистской Германией и Италией, а также между фашистскими государствами и западными державами. Выборы в скупщину (декабрь 1938) показали рост влияния буржуазной оппозиции; правительство (с февраля 1939 премьер-министр Д. Цветкович) пошло на переговоры с ХКП, завершившиеся подписанием 26 августа 1939 соглашения о предоставлении автономии Хорватии. Соглашение, явившееся фактически сговором сербской и хорватской буржуазии о разделе власти в государстве, не привело к решению национального вопроса в стране и вызвало раскол буржуазной оппозиции: представители Крестьянско-демократической коалиции вошли (в августе 1939) в правительство Цветковича, в котором лидер ХКП В. Мачек стал заместителем премьер-министра.
В начале 2-й мировой войны 1939-45 Ю. объявила о своём нейтралитете. Оживилась деятельность фашистских течений (лётичевский "Збор", усташи, часть ВМОРО и др.). После капитуляции Франции перед фашистской Германией правительство Ю., опасаясь оказаться в изоляции, установило в июне 1940 дипломатического отношения с СССР. С нападением Италии на Грецию (октябрь 1940) обострилась борьба между Великобританией и странами "оси" за влияние на Ю. торговое соглашение с фашистской Германией (октябрь 1940) усилило экономическую зависимость Ю. от неё. В стране росли влияние КПЮ, антифашистские настроения. Правительство запретило в декабре 1940 находившийся под влиянием КПЮ Объединённый рабочий профсоюз (около 150 тыс. членов). 25 марта 1941 Цветкович подписал в Вене протокол о присоединении Ю. к Берлинскому пакту 1940. В знак протеста во многих городах по инициативе КПЮ состоялись массовые демонстрации. Движение трудящихся шло под лозунгом "Лучше война, чем пакт". 27 марта 1941 группа военных заговорщиков, связанная с буржуазной оппозицией и английской разведкой, совершила государственный переворот. К власти пришло правительство генерала Д. Симовича. Моральную поддержку народам Ю. оказал Советский Союз. 5 апреля 1941 в Москве был подписан Договор о дружбе и ненападении между СССР и Ю.
6 апреля 1941 фашистская Германия и Италия напали на Ю. 10 апреля гитлеровцы организовали в Загребе "провозглашение" так называемого Независимого государства Хорватия (15 июня присоединилось к Берлинскому пакту 1940), посадив там у власти усташей во главе с Павеличем. Правительство и король Петр II покинули страну. 17 апреля подписан акт о капитуляции югославской армии. Территория Ю. была разделена на германскую и итальянскую зоны оккупации; хортистской Венгрии передана часть Воеводины, монархо-фашистской Болгарии - почти вся Вардарская Македония и часть пограничных районов Сербии. КПЮ - единственная организованная политическая сила (к лету 1941 - 12 тыс. членов), приступила к подготовке вооружённой борьбы югославских народов против оккупантов.
Народно-освободительная война 1941-45. Установление народно-демократической власти в Ю. Народно-освободительная война в Югославии 1941-45 тесно переплелась с революционной борьбой против югославской буржуазии, связавшей себя с политикой коллаборационизма, явилась борьбой за национальное и социальное освобождение, за создание новой социалистической Ю. Решение о начале общенародного вооруженного восстания было принято Политбюро ЦК КПЮ 4 июля 1941. В июле 1941 вооруженная борьба охватила Сербию, Черногорию, Хорватию, Словению, Боснию и Герцеговину, в октябре - Вардарскую Македонию. КПЮ выступила инициатором образования в 1941 Единого народно-освободительного фронта. На освобожденных от фашистских оккупантов территориях Ю. создавались народно-освободительные комитеты. Начало широко развернувшейся партизанской борьбы вызвало перегруппировку среди югославской буржуазии. Часть сербской буржуазии объединилась вокруг "сербского правительства", созданного германскими оккупантами в августе 1941 в Белграде во главе с генералом М. Недичем. Другая её часть ориентировалась на эмигрантское королевское правительство. По инициативе последней Д. Михайлович приступил к организации вооруженных отрядов (четников). С осени 1941 четники пошли на сотрудничество с квислинговскими частями Недича и с оккупантами, повели вооруженную борьбу против партизан.
В Ю. быстро росла численность партизанских отрядов, их боевые возможности. 22 декабря 1941 была сформирована первая регулярная воинская часть - 1-я Пролетарская бригада, положившая начало созданию Народно-освободительной армии Ю. (НОАЮ), численность которой к концу 1942 достигла около 150 тыс. человек. Оборона района Козары (1942), битвы на Неретве и Сутеске (1943) стали важными этапами героической борьбы народов Ю. Освободительная война в Ю. являлась составной частью борьбы сил антигитлеровской коалиции против фашизма. Сковывая на Балканах на протяжении всей войны значительные силы фашистских войск, НОАЮ, в условиях решающих побед Советской Армии над гитлеровской Германией, постоянно наращивала удары по врагу.
26-27 ноября 1942 в г. Бихач состоялась 1-я сессия общеюгославского политического органа - Антифашистского веча народного освобождения Югославии (АВНОЮ). Его 2-я сессия (29-30 ноября 1943, г. Яйце), на которой АВНОЮ конституировалось как верховный законодательный и представительский орган Ю., явилась важнейшей вехой в борьбе югославских народов за создание многонационального социалистического государства. Образованный АВНОЮ в качестве временного правительства новой Ю. Национальный комитет освобождения Югославии (НКОЮ) во главе с И. Броз Тито стал первым высшим исполнительным органом народной власти. В заявлении от 14 декабря 1943 Советское правительство приветствовало решения 2-й сессии АВНОЮ и образование НКОЮ, сообщало также о решении направить в Ю. советскую военную миссию (прибыла в Ю. в феврале 1944). Советский Союз оказывал освободительному движению Ю. моральную и политико-дипломатическую поддержку, а также материальную и военную помощь. Последняя особенно усилилась с 1944, когда Советская Армия приблизилась к Балканам. В ходе совместных действий советских войск и частей НОАЮ был освобожден ряд районов страны, 20 октября 1944 - Белград (см. Белградская операция 1944). СССР содействовал принятию Тегеранской конферецией 1943 решения об оказании военной и материальной помощи НОАЮ со стороны ведущих держав антигитлеровской коалиции. Успехи народно-освободительной борьбы в Ю., её последовательная поддержка Советским Союзом заставили правящие круги Великобритании и США отказаться от их безоговорочной поддержки четников и эмигрантского королевского правительства. В результате Тито-Шубашича соглашений 1944 эмигрантское королевское правительство было вынуждено осудить четников; соглашения предусматривали создание единого югославского правительства (взамен НКОЮ и эмигрантского королевского правительства) и др. 7 марта 1945 на базе НКОЮ создано правительство Демократической Федеративной Ю. (ДФЮ) во главе с И. Броз Тито. В освобожденных районах Ю. вся полнота власти сосредоточивалась в руках трудящихся под руководством КПЮ. Народно-освободительные комитеты превращались в органы народно-демократической власти. 11 апреля 1945 в Москве подписан Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между СССР и Ю., 13 апреля - торговое соглашение. К 15 мая 1945 Югославская армия (названа НОАЮ с марта 1945; численностью около 800 тыс. человек) завершила освобождение Ю. от фашистских войск их пособников. Народы Ю. своей героической борьбой внесли значительный вклад в общее дело разгрома фашизма. Нанесённый Ю. войной материальный ущерб составит 46,9 млрд. долларов.
? Ю. после 2-й мировой войны. Восстановление народного хозяйства. Строительство социализма. В результате победоносного исхода народно-освободительной борьбы и социалистической революции в Ю. утвердилась народная власть. Демократические силы объединённые в руководимом коммунистами Народно-освободительном фронте (НОФ), решительно поддержали линию КПЮ, направленную на коренное социальное переустройство. Буржуазно-монархические силы, опираясь на своих представителей в правительстве ДФЮ и содействие западных стран, пытались помешать укреплению народно-демократического строя в стране, надеясь, в частности, не допустить окончательной ликвидации монархии, 1-й съезд НОФ в августе 1945 (с этого времени - Народный фронт Ю., НФЮ), принявший устав и программу НФЮ, способствовал росту активности этой общенародной политической организации (около 7 млн. членов) на платформе КПЮ. 3-я сессия АВНОЮ (7-10 августа 1945) одобрила законы о национализации рудных богатств, о свободе печати, собраний и др.; АВНОЮ было переименовано во Временную народную скупщину. На выборах 11 ноября 1945 в Учредительную скупщину НФЮ получил около 96% голосов избирателей. 29 ноября 1945 Учредительная скупщина приняла Декларацию об окончательной ликвидации монархии и провозгласила создание федеративной Народной Республики Ю. (ФНРЮ). Вступившая в силу 31 января 1946 конституция ФНРЮ закрепила происшедшие в стране общественно-экономические и политические изменения. Конституция гарантировала равноправие народов Ю., её республик на основе федеративного принципа государственного устройства. В качестве ведущей признавалась общенародная собственность. Был подтвержден принцип, положенный в основу аграрной реформы (закон о ней принят в августа 1945), в соответствии с которым "земля принадлежит тем, кто её обрабатывает". Ликвидировав крупное помещичье землевладение, наделив безземельных крестьян землёй, реформа нанесла удар по капиталистическим элементам на селе.
Ещё в марте 1945 была введена по существу монополия внешней торговли, в августе отменены иностранные концессии на добычу полезных ископаемых. Иностранный капитал, контролировавший свыше 1/2 промышленности Ю., был лишён своих позиций в стране. В результате национализации промышленности (в декабре 1946 принят закон о национализации крупной промышленности; полная ликвидация частного сектора в промышленности завершилась с принятием в апреле 1948 второго закона о национализации) основные средства производства стали общенародным достоянием. Национализация транспорта, банков, оптовой торговли привела к окончательному подрыву экономической базы буржуазии, к экспроприации класса эксплуататоров. Государственный сектор занял ключевые позиции в народном хозяйстве, тем самым был заложен фундамент для построения социализма в Ю. Первый 5-летний план (1947-51) ставил целью ликвидацию технико-экономической отсталости страны на основе социалистической индустриализации, укрепление экономической и оборонной мощи, упрочение и развитие социалистического сектора в экономике, повышение благосостояния трудящихся.
По мере упрочения в Ю. народной власти усиливалось давление на неё со стороны западных держав (в частности, они требовали вывода подразделений Югославской народной армии из ряда освобожденных ею районов югославских земель). На стороне Ю. выступил СССР, оказавший поддержку Ю. на Парижской мирной конференции 1946.По мирному договору 1947 с Италией большая часть этих земель (за исключением района Триеста) была воссоединена с Ю. (вопрос о Триесте решен итало-югославским соглашением 1954). Политическая поддержка со стороны СССР объективно способствовала укреплению безопасности и независимости Ю. К 1948 на долю СССР и др. социалистических стран приходилось 52,9% экспорта и 49,3% импорта Ю.
5-й съезд КПЮ (июль 1948), принявший новые Устав и Программу КПЮ, выдвинул в качестве главной цели борьбу за построение социализма.
2-й пленум ЦК КПЮ (январь 1949) принял решение о расширении социалистического сектора в деревне, об организации трудовых крестьянских кооперативов "ускоренными темпами". С 1950 был сделан упор на развитие общих земледельческих кооперативов главным образом снабженческо-сбытового характера. После решения в марте 1953 о сохранении только рентабельных трудовых кооперативов число их значительно уменьшилось (с 6806 в 1951 до 561 в 1956, а удельный вес принадлежавшей им обрабатываемой площади сократился соответственно с 20% до 2%).
Курс на преимущественное развитие тяжёлой промышленности обеспечил подъём народного хозяйства. Однако на темпах его роста сказывалось отставание лёгкой промышленности и сельского хозяйства. В декабре 1950 сроки выполнения пятилетки продлены до конца 1952.
В середине 1948 отношения между КПЮ с одной стороны, КПСС и другими коммунистическими и рабочими партиями с другой стороны оказались нарушенными. В дальнейшем были прерваны и межгосударственные, экономические и культурные связи Ю. с СССР и другими социалистическими странами.
В 1949-53 получили интенсивное развитие отношения Ю. с капиталистическими государствами. 14 ноября 1951 между ФНРЮ и США подписано соглашение о военной помощи, 8 января 1952 - об экономическом сотрудничестве. В 1951 заключено соглашение США, Великобритании и Франции с Ю. о т. н. трёхсторонней помощи; в феврале 1953 Ю., Греция и Турция заключили договор о дружбе и сотрудничестве (в г. Анкара), в августе 1954 - договор о союзе, политическом сотрудничестве и взаимной помощи (в г. Блед), которыми предусматривалось политическое, военное, экономическое и культурное сотрудничество трёх стран (так называемый Балканский пакт, со 2-й половины 50-х гг. прекратил существование).
С 1950 в Ю. стала складываться система управления народным хозяйством, отличительной чертой которой явилась децентрализация руководства, предоставление предприятиям значительной оперативной самостоятельности в условиях более активного использования товарно-денежных отношений в экономике. В июне 1950 принят "Основной закон об управлении государственными хозяйственными предприятиями и высшими хозяйственными объединениями со стороны трудовых коллективов", провозгласивший, что "предприятиями как общенародной собственностью от имени общества управляют трудовые коллективы через избираемые рабочие советы в пределах государственного хозяйственного плана, в соответствии с правами и обязанностями, установленными законами и постановлениями". По закону от 29 декабря 1951 задачи общегосударственного планирования ограничивались установлением основных пропорций в развитии отраслей народного хозяйства на основе оценки итогов экономической деятельности за предыдущий год. Был проведён комплекс мер по частичной передаче полномочий центральных государственных органов республиканским и местным органам управления. Главные направления такой перестройки содержались в "Конституционном законе об основах общественного и политического устройства страны и о союзных органах власти" (январь 1953), "Общем законе об устройстве общин и районов" (июнь 1955), а также "Законе о государственном управлении" и "Законе о союзных органах управления" (1956).
Внедрявшиеся изменения затронули также формы и методы деятельности партии и общественных организаций страны, что было отражено в решениях 6-го съезда КПЮ (ноябрь 1952), переименовавшего КПЮ в Союз коммунистов Ю. (СКЮ). Сформулированная на съезде установка о том, что "основная обязанность и роль коммунистов" состоит в "политической и идеологической работе по воспитанию масс", на практике в ряде случаев стала проявляться в попытках принизить роль партии в социалистическом строительстве.
Состоявшийся в феврале 1953 4-й съезд НФЮ переименовал НФЮ в Социалистический союз трудового народа Югославии(ССТНЮ).
Призывая к повышению активности коммунистов в социалистическом строительстве, ЦК СКЮ на прошедших после съезда пленумах отмечал опасность антисоциалистической линии на отрицание роли рабочего класса, на дезорганизацию и идейное разоружение социалистических сил. 3-й пленум ЦК СКЮ (январь 1954) подверг критике ликвидаторскую линию М. Джиласа, сводившуюся к полному отстранению СКЮ от строительства социализма и, по существу, введению многопартийной системы в стране.
К середине 50-х гг. промышленное производство превысило довоенный уровень в 2,5 раза. Среднегодовые темпы роста промышленности составили в 1947-56 около 13%. Медленнее развивалось сельское хозяйство. Национальный доход возрос в 1955 в сравнении с 1947 более чем на 50%.
В результате конструктивных усилий, предпринятых ЦК КПСС, правительством Советского Союза и поддержанных СКЮ, правительством Ю., отношения двух партий и стран в середине 50-х гг. вошли в нормальное русло. По итогам переговоров на высшем уровне, состоявшихся в Белграде в мае - июне 1955 и в Москве в июне 1956, приняты Белградская декларация правительств СССР и Ю. от 2 июня 1955 и Московская декларация об отношениях между КПСС и СКЮ от 20 июня 1956, сыгравшие важную роль в становлении и развитии сотрудничества между СССР и Ю., КПСС и СКЮ. Были нормализованы отношения между Ю. и другими социалистическими странами, между СКЮ и другими коммунистическими и рабочими партиями. В 1955-56 заключены советско-югославские соглашения об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве; с 1957 советско-югославская торговля ведётся на основе долгосрочных межправительственных соглашений.
Наряду с достижениями в строительстве социализма, динамичный рост народного хозяйства Ю. сопровождался трудностями. В связи с ослаблением централизованного планового начала стали проявляться местнические тенденции, нездоровая конкуренция. Возникла неполная занятость (в 1955-56 в Ю. насчитывалось от 70 до 100 тыс. нетрудоустроенных). Исполком ЦК СКЮ в октябре 1955 признал, что прежний курс промышленного развития был чрезмерно напряжённым, ставящим под угрозу жизненный уровень населения. В принятом решении указывалось, что экономическая политика должна обеспечить соразмерный рост производства товаров широкого потребления и основных средств производства путём изменения структуры капиталовложений. 6-й пленум ЦК СКЮ (март 1956) осудил технократизм, практицизм в подходе к проведению в жизнь экономической политики, примиренческое отношение к местничеству и республиканской обособленности. Пленум выдвинул задачу усиления роли партии во всех областях жизни страны.
В 1956-57 Народная скупщина приняла ряд мер по укреплению роли центральных союзных органов в управлении народным хозяйством. В частности, усилен банковский контроль за хозяйственной деятельностью предприятий; введены максимальные и твёрдые цены на ряд товаров и видов сырья: сокращено количество предприятий, занимающихся внешней торговлей. Признано целесообразным вернуться к составлению пятилетних планов (в 1953-56 практиковались лишь годичные планы). Эти меры благоприятно сказались на выполнении второго 5-летнего плана (1957-61).
Сложившиеся формы и методы партийного и государственного строительства, главные направления дальнейшего развития общественно-политической и экономической системы на основе самоуправления нашли отражение в решениях 7-го съезда СКЮ (апрель 1958) и принятой им новой Программе партии.
Провозглашенная в апреле 1963 новая конституция Ю. отразила и законодательно закрепила социалистические завоевания трудящихся. Б качестве конечной цели была выдвинута задача создания коммунистических общественных отношений. Ю. стала называться Социалистической Федеративной Республикой Ю. (СФРЮ). К 1965 удельный вес промышленности в создании национального дохода составил около 50%. По сравнению с 1957 промышленное производство выросло в 2,8 раза, превзойдя более чем в 6 раз уровень 1947 и почти в 7,5 раза довоенный уровень. Среднегодовые темпы развития промышленности составили свыше 12%, сельского хозяйства - свыше 6%. Национальный доход на душу населения увеличился в 1965 по сравнению с 1947 более чем в 2,5 раза.
8-й съезд СКЮ (декабрь 1964) наметил основные направления широкого круга мероприятий, получивших название общественно-экономической реформы. Предполагалось при этом добиться ликвидации диспропорций, вызванных отставанием добывающей промышленности от обрабатывающих отраслей и сельского хозяйства от промышленного производства; уменьшения различий в уровне развития отдельных республик и районов; ограничения импорта, стимулирования экспорта, более активного участия страны в международном разделении труда; снижения дефицита внешнеторгового и платёжного баланса, а также внешней задолженности: упорядочения капиталовложений. Имелось в виду создать новые условия хозяйствования посредством укрепления материальной базы самоуправления во всех звеньях, предоставления более широкого простора товарно-денежным отношениям при усилении контрольных функций кредитно-банковской системы.
В течение ряда лет в Ю. проводилась так называемая конституционная реформа: в результате внесения в конституцию

Смотрите также: