Южная железная дорога
Южная железная дорога, объединяет сеть дорог в пределах Белгородской области РСФСР, Харьковской, Полтавской области УССР и участки в пределах Курской области РСФСР, Черниговской, Сумской и Ворошиловградской области УССР. Эксплуатационная длина (1976) 3672 км,или 2,7% протяжённости всей сети железных дорог СССР. Управление в Харькове. В современных границах организована в 1961. В дореволюционные годы были построены линии Курск - Харьков - Лозовая (1869), Харьков - Полтава - Кременчуг (1870-1871), Бахмач - Ромны (1874), Ромны - Лохвица - Кременчуг (1888), Люботин - Ворожба (1878), Харьков - Валуйки (1895), Полтава - Гребёнка (1901), Белгород - Басы (1901), Белгород - Купянск - Сватово (1895-96), Готня - Основа - Букино (1911). За годы Советской власти построены линии Валуйки - Старобельск (1940), Сараевка - Старый Оскол (1943), Прилуки - Нежин (1930).
В составе Ю. ж. д. 5 отделений: Кунянское, Харьковское, Белгородское, Полтавское и Сумское. Граничит по станциям: с Московской ж. д. - Курск, Готня, Ворожба; с Юго-Западной ж. д. - Бахмач, Ворожба, Нежин, Гребёнка; с Одесско-Кишинёвской ж. д. - Бурты и Гребёнка; с Донецкой ж. д. - Букино, Лозовая, Сватово, Старобельск, Тропа; с Приднепровской ж. д. - Красноград и Лозовая; с Юго-Восточной ж. д. - Валуйки и Старый Оскол. Главные направления дороги - Курск - Харьков - Лозовая, Букино - Люботин - Ворожба, Лозовая - Полтава - Гребёнка, Кременчуг - Бахмач, Харьков - Готня, Валуйки - Купянск - Харьков - Полтава - Кременчуг. Ю. ж. д. имеет важное транзитное значение, связывая районы Центра и Европейского Севера с Донбассом и Приднепровьем и районы Кавказа и Ю. страны с районами Запада и Северо-Запада. Ю. ж. д. обслуживает предприятия горнорудной промышленности (КМА), машиностроения, нефтеперерабатывающей промышленности, промышленности строительных материалов, а также районы развитого сельского хозяйства. По станции Кременчуг дорога взаимодействует с речным транспортом. Грузооборот (1976) составлял 84 млрд. тЇкм, или 2,6% общесетевого. В отправлении грузов наибольший удельный вес занимают руда (34%), строительные (25%) и нефтяные (12%) грузы; в грузообороте - строительные (18%) и нефтяные грузы (11%), уголь (11%), металлы (11%). Средняя грузонапряженность (1976) около 24 млн. тЇкм/км; объём пассажирских перевозок 12,7 млрд. пасс.-км, или 4% общесетевого.
Ю. ж. д. имеет высокую техническую оснащённость: основные магистрали двухпутные, крупные грузовые и сортировочные станции, автоблокировка, централизация стрелок и сигналов, диспетчерское управление движением поездов. Весь грузооборот и пассажирооборот дороги обслуживается электрической (38%) и тепловозной (62%) тягой. Награждена орденом Ленина (1969).
? Г. С. Райхер.