Бенгальская литература
Бенгальская литература, литература бенгальской народности Индии и Пакистана. Ранним письменным памятником на бенгальском языке принято считать "Чорджапод" - сборник гимнов ритуального содержания, составленный в 10-12 вв. Расцвет лирики относится к 16-17 вв. и связан с движением бхакти. В средневековой Б. л. большое значение имели поэмы-сказания (монголкаббо), посвященные "охраняющим" или "активным" богам - Моноши (богине змей), Чонди (покровительнице зверей) и др. Большинство записей монголкаббо осуществлялось в 17-18 вв., но создавались они раньше. Их авторы - Биджойгупто (15 в.), Двидж Мадхо-бачарджо (16 в.). Выделяется "Поэма во славу Чонди" Мукундорама Чокробортти.
Впервые обратились к светской тематике и синтезировали индуистскую и мусульманскую культуры в Бенгалии мусульманские поэты Доуолт Кази (17 в.) и Сайед Адаоль (17 в.). Создававшаяся преимущественно при дворах знатных феодалов, бенгальская поэзия к началу 18 в. утрачивает народный характер. Возрождается санскрит, поэтика, культивируется "декоративный" стиль, преобладает эротика: Бхаротчондро Рай (1707-60) и поэт-песенник Рампрошад Шен (1720-75). Однако в конце 18 - начале 19 вв. религиозно-мифологические сюжеты уступают место философской поэзии. Религиозный реформатор, философ и писатель Раммохан Рай (1774-1833), публицист Окхойкумар Дотто (1820-86), писатели Ишшорчондро Гупто (1811-59) и Ишшорчондро Биддашагор (1820-91) явились зачинателями прозы. Их просветительская деятельность способствовала формированию бенгальской национальной литературы нового времени. Возникают роман, повесть, драма, героическая поэма, баллада, сонет. Историко-патриотическая и социальная проблематика нашла воплощение в романах Перичанда Миттро (1814-83), Бонкимчондро Чоттопаддхая (1838-94), Ромешчондро Дотто (1848-1909), в драматургии Рамнарайона Торкоротно (1822-86), Динобондху Миттро (1829-74), Модхушудона Дотто (1824-73), в поэзии романтиков - Ронголала Бондопаддхая (1827-87), Хемчондро Бондопаддхая (1838-1903), Нобинчондро Шена (1847-1909). Крупнейшим представителем Б. л. 19-20 вв. был Рабиндранат Тагор (1861-1941), оказавший влияние на писателей всей Индии. К его реалистической школе примыкали писатели Шоротчондро Чоттопаддхай (1876-1938) и Бибхутибхушон Бондопаддхай (1896-1950).
С 1947 (раздел Индии и получение ею независимости) Б. л. развивается в индийских штатах Западный Бенгали, Ассам, Бихар и Орисса и в Восточном Пакистане.Ведущими жанрами становятся одноактная пьеса, рассказ, гражданская и любовная лирика. Основные темы 40-60-х гг. - социальные вопросы, борьба за новую Индию и др. - нашли воплощение в соч. современных писателей-прозаиков Тарашонкора Бондопаддхая (р. 1898), Абул Фазла (р. 1903), Маника Богдопаддхая (1908-56), Нарайона Бондопаддхая (р. 1918), поэтов Назруила Ислама (р. 1899), Джошим Уддина (р. 1902), Бимолчондро Гхоша (р. 1908) и др.
Лит.: Новикова В. А., Очерки истории бенгальской литературы 10-18 вв., Л., 1965; Рай Н., Бенгальская поэзия XIX-XX вв., М., 1963; Товстых И., Бенгальская литература, М., 1965; Шен Шукумар, Бенгала шахиттер итихаш, т. 1-4, Калькутта, 1948-58; Хок Мухоммод Энамул, Мушлим бангла шахитто, Дакка, 1965: Sen Sukumar, History of Bengali literature. New Delhi, 1960.
? В. А. Новикова.