Большая советская энциклопедия

«Любомудры»

«Любомудры», участники литературно-философского кружка «Общество любомудрия», существовавшего в Москве в 1823—25. В него входили В. Ф. Одоевский, Д. В. Веневитинов, И. В. Киреевский, Н. М. Рожалин, А. И. Кошелев, В. П. Титов, С. П. Шевырёв, Н. А. Мельгунов и другие. Кружок носил преимущественно философский характер. ««Любомудры»» изучали сочинения Б. Спинозы, И. Канта, И. Г. Фихте, немецких натурфилософов «Любомудры» Окена, И. Гёрреса и особенно Ф. В. Шеллинга; в частности, на основе шеллингианского принципа «тождества» предпринимались попытки создания цельной философской системы, приводящей «все случаи или все частные познания человека к одному началу» (Веневитинов). В области эстетики ««Любомудры»» выступали против эмпиризма и «критики вкусов», доказывая необходимость «единства теории изящного» (Одоевский, Веневитинов, Шевырёв). Практической реализации этих идей должен был служить философско-литературный журнал, программа которого изложена в статье Веневитинова «Несколько мыслей в план журнала» («О состоянии просвещения в России»), прочитанной на заседании кружка. Философское умонастроение сочеталось у многих ««Любомудры»» с либерально-политической ориентацией: Киреевский увлекался Гельвецием, Веневитинов «пел свободу» («Песнь грека», стихи на смерть Байрона и так далее), характерно также участие Одоевского в декабристском альманахе «Мнемозина». Перед восстанием 14 декабря 1825 оппозиционные настроения в кружке усилились и, как свидетельствует Кошелев, сочинения французских «политических писателей» оттеснили «с первого плана» немецкую философию. Но после подавления восстания, напуганные репрессиями, ««Любомудры»» распустили кружок, а устав и протоколы были сожжены его председателем Одоевским. Впоследствии большинство ««Любомудры»» объединилось вокруг журнала «Московский вестник». Кружок ««Любомудры»», сыгравший заметную роль в разработке на русской почве идеалистической диалектики и философских теорий искусства, в известной мере подготовил деятельность Н. И. Надеждина, Н. В. Станкевича и В. Г. Белинского. В поэзии ««Любомудры»» содействовали развитию философской лирики, с характерными для неё принципами углублённого психологизма, самопознания, установкой на аллегорию, пантеистическую метафоричность и так далее.

 

  Лит.: Кошелев А. И., Записки, Берлин, 1884; Барсуков Н. П., Жизнь и труды М. П. Погодина, кн. 1, СПБ, 1888; Пятковский А. П., Князь В. Ф. Одоевский и Д. В. Веневитинов, 3 изд., СПБ, 1901; Сакулин П. Н., Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский, т. 1, ч. 1, М., 1913; Аронсон М., Рейсер С., Литературные кружки и салоны, «Любомудры», 1929; Маймин Е. А., философская поэзия Пушкина и любомудров, в книге: Пушкин. Исследования и материалы, т. 6, «Любомудры», 1969; Манн Ю., Русская философская эстетика, М., 1969; МüIler E., Russischer Intellekt in europäischer Krise. I. V. KireevskiJ, Köln — Graz, 1966.

  Ю. В. Манн.

Смотрите также: