Большая советская энциклопедия

Большого бизнеса теория

Большого бизнеса теория (Big Business), американская буржуазная теория, возникшая в 40-х гг. 20 в. и ставящая своей целью оправдание и приукрашивание власти монополистических гигантов, беспощадной эксплуатации ими всего общества. Наиболее видные представители этой теории - американские буржуазные экономисты Г. Моултон, Д. Лилиенталь, А. Д. Каплан, К. Рендолл, Дж. Уорси, У. Уизер, Ф. Мачлуп. По этой теории крупный корпоративный бизнес не только естественный результат концентрации капитала и необходимый фактор технического и экономического прогресса, но и конечная, высшая форма развития производства, направленного на удовлетворение потребностей современного общества. С конца 50-х и в 60-х гг. апологеты Б. б. т. особенно тщательно разрабатывали положения, согласно которым важнейшая цель и назначение большого бизнеса и крупной корпорации - "общественное благо". Представители этой теории разработали новую "философию бизнеса", согласно которой большой бизнес руководствуется "моральными мотивами". Некоторые теоретики отрицают монополистический характер большого бизнеса на том основании, что при нём не уничтожается конкуренция (Лилиенталь). Это противоречит действительным отношениям. Как отмечал В. И. Ленин, монополии, вырастая из свободной конкуренции, не устраняют конкуренцию, а существуют над ней и рядом с ней. Переплетение монополии и конкуренции составляет важнейшую особенность монополистического капитализма. В связи с расширением государственного вмешательства в экономику представители Б. б. т. подчёркивают значение большого бизнеса как защитника "корпоративного", "полуколлективного" принципа. Государство США характеризуется ими как государство крупной корпорации, но вместе с тем якобы служащее интересам всего общества, а слияние большого бизнеса с государственным аппаратом выдаётся за "плановый капитализм".

Лит.: Блюмин И. Г., Критика буржуазной политической экономии, т. 3. Кризис современной буржуазной политической экономии, М., 1963; Альтер Л. Б., Буржуазная политическая экономия США, М., 1961; Lilienthal D., Big business, A new era, N. Y., 1952; Machlup F., The political economy of monopoly, Balt., 1952; Kaplan A., Big enterprise in a competitive system, Wash., 1964; Worthy J., Big business and free men, N. Y., 1959: Berle A, Power without property, N. Y., 1959.

? И. Н. Дворкин.

Смотрите также: