«Могучая кучка»
«Могучая кучка», творческое содружество русских композиторов, сложившееся в конце 50 — начале 60-х гг. 19 в.; известно также под названием «Новая русская музыкальная школа», Балакиревский кружок. В состав ««Могучая кучка»» входили М. А. Балакирев (глава и руководитель), А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, H. А. Римский-Корсаков, а некоторое время также H. H. Лодыженский, А. С. Гуссаковский, Н. В. Щербачёв. Творческая программа и эстетика ««Могучая кучка»» сложились под влиянием демократической идеологии 60-х гг., в особенности взглядов художественного критика В. В. Стасова, который дал кружку само наименование ««Могучая кучка»» (впервые встречается в его статье «Славянский концерт г. Балакирева», 1867). Будучи наследниками и продолжателями традиций М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского, композиторы ««Могучая кучка»» искали вместе с тем новые формы для воплощения тем и образов из отечественной истории и современности, стремились приблизить музыку к насущным передовым запросам жизни. В операх Мусоргского («Борис Годунов» и «Хованщина»), Бородина («Князь Игорь»), Римского-Корсакова («Псковитянка» и др.) отражены страницы русской истории, передана стихийная мощь народных движений, воплощены патриотические и социально-критические идеи. Образы народного быта, сказки и эпоса занимают большое место и в симфонических произведениях, носящих большей частью программный характер, и в камерном вокальном творчестве композиторов ««Могучая кучка»». Члены ««Могучая кучка»» высоко ценили народную песню, которая была одной из важнейших основ музыкального языка их сочинений. ««Могучая кучка»» как сплочённая боевая группа перестала существовать в середине 70-х гг., но её идеи и творческие принципы оказали плодотворное воздействие на дальнейшее развитие русской музыки и формирование национальных школ у других народов СССР.
Лит.: Стасов В. В., Двадцать пять лет русского искусства, Собр. соч., т. 1, СПБ, 1894; Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 3, М., 1954; Римский-Корсаков Н. А., Летопись моей музыкальной жизни, [7 изд.], М., 1955; Кремлёв Ю., Русская мысль о музыке, т. 2, Л., 1958; Гордеева Е. М., Могучая кучка, 2 изд., М., 1966.
Ю. В. Келдыш.