Буксирное судно
Буксирное судно, буксир (от голл. boegseren - тянуть), самоходное судно для вождения (буксировки) несамоходных судов, плотов или др. плавучих сооружений. Б. с. бывают морские, речные, озёрные и рейдовые. По назначению Б. с. подразделяются на: буксировщики, осуществляющие вождение на буксирном тросе; кантовщики, оказывающие помощь судам при их швартовке к причалам; толкачи - для вождения судов путём толкания (рис.); спасатели - для оказания помощи аварийным судам в открытом море и их буксировки в порт-убежище. Назначение Б. с. определяет величину тяги на гаке и мощность главных двигателей: мелкие портовые Б. с. (буксирные катера) имеют мощность до 150 квт (200 л. с.), современные Б. с.-спасатели - 6-7 тыс. квт (8-9 тыс. л. с.) и более. Б. с. оборудуются буксирным устройством, представляющим собой совокупность механизмов и приспособлений, служащих для удержания и отдачи троса, с помощью которого Б. с. ведёт за собой др. суда, плоты и прочее. Оно обычно состоит из буксирного гака, укрепленного на шарнире и перемещающегося по буксирной дуге, буксирных арок и намётки (или серьги); вместо гака часто устанавливают буксирную лебёдку, поддерживающую постоянное натяжение троса. Буксирный гак обеспечивает дистанционную отдачу буксирного троса, а на портовых Б. с. - автоматическое снижение высоты подвеса при изменении направления тяги с продольного на боковое, чтобы избежать опрокидывания.
Б. П. Хабур, Э. Г. Логвинович.