Буер
Буер (голл. boeier), кабина (или платформа), установленная на коньках или колёсах, передвигающаяся по льду или суше с ровным рельефом при помощи парусов и применяемая для спортивных, и туристических целей. Первые Б. (парусная шлюпка на полозьях) появились в России в 18 в.; затем шлюпку заменила треугольная рама. Такие Б. северные поморы и рыбаки Онежского озера применяли для промысловых целей. Первые спортивные, гонки на Б. в России состоялись в 1890 в петербургском речном яхт-клубе. Несколько ранее получил признание буерный спорт в США, где первый спортивный Б. был построен в 1790, а в 1856 организован буерный клуб. В 1875 впервые учрежден международный приз в гонках, разработаны правила соревнований и определены классы Б. С начала 20 в. буерный спорт стал пользоваться большой популярностью в Прибалтике - в Хаапсалу (Эстония) буерные гонки проводятся с 1904. В 1931 создан Европейский буерный союз (ЕЕУ). В СССР в 1946 в Риге проведено первое всесоюзное соревнование, а с 1947 чемпионаты СССР проводятся регулярно.
В современном спорте Б. к корпусу (кабина или платформа для размещения членов экипажа) крепятся рулевой конёк (колесо), соединённый с румпелем или штурвалом, и поперечный брус с двумя боковыми коньками (колёсами) по концам, что обеспечивает необходимую остойчивость и хорошую управляемость. На корпус устанавливается мачта с парусом. Б. на коньках обычно развивает скорость от 60 до 80 км/час. Советские спортсмены, добившиеся лучших результатов в буерных гонках (И. П. Матвеев, 1949; Э. Ф. Кузьминов, 1956; П. Т. Толстихин, 1962; В. Е. Гире, 1966) на буерах различных классов достигали скорости от 96 до 122 км/час. Соревнования проводятся на буерах-монотипах международных классов ("Монотип ХУ" и "Д") и буерах национальных классов ("С-20", "С-12" группы "А" и "С-12" группы "Б"). Буера-монотипы строятся и классифицируются по единым официальным правилам и имеют строгие ограничения во всех размерах. Конструкция и основные размеры буеров национальных классов строго не ограничены, за исключением размеров паруса, мачты и некоторых др. деталей. Мировые рекорды по буерному спорту не регистрируются. Континентальные чемпионаты проводят международные объединения Европы и Америки.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 буера использовались как средство разведки, связи и транспорта, в частности при поддержании связи с осажденным Ленинградом по "Дороге жизни" через Ладожское озеро.
Лит.: Коровельский Д. Н., Буерный спорт, М., 1969.
?И. П. Лавров.