Владимиро-суздальская школа
Владимиро-Суздальская школа 12 - начала 13 вв., одна из наиболее значительных местных школ древнерусского искусства, сложившаяся на С.-В. Руси в период феодальной раздробленности. Быстрый расцвет В.-с. ш. был обусловлен усилением к середине 12 в. Владимиро-Суздальского княжества, а идейно-эстетическая направленность её искусства определилась в значительной мере борьбой владимирских князей за превращение своего княжества в новый (в противовес киевскому) центр объединения Руси. Их стремление противопоставить Киеву число и нарядность своих построек стимулировало характерные для В.-с. ш. (исходившей, как и другие местные школы 12 в., из традиций искусства Киевского княжества 11 в.) поиски новых форм и средств выразительности, для чего широко привлекаются галицкие и западноевропейские мастера. Искусство В.-с. ш., призванное воплощать идеалы государственности, было отчасти ориентировано на торгово-ремесленное население городов - союзника князей в их борьбе со склонными к сепаратизму боярской знатью и удельными князьями. Отсюда присущий этому искусству известный дух гражданственности, его обращение к фольклорным мотивам в скульптуре.
Возросший опыт строительства мощных оборонительных сооружений позволял меньше, чем в 10-11 вв., считаться с естественной защищённостью местности при закладке новых городов-крепостей, размещать их более выигрышно в стратегическом и художественном отношениях (Переславль-Залесский и Юрьев-Польский, 1152; Дмитров, 1154; и др.), свободней решать задачи формирования архитектурного ансамбля, его связи с соседними ансамблями, с окружающей природой. Высшим достижением В.-с. ш. в градостроительстве стали ансамбли г. Владимира и княжеские резиденции Боголюбова (1158-65), гармонично слитой с пейзажем и зрительно связанной с монументом-храмом Покрова (1165, см. Покрова на Нерли церковь). Материалом для строительства служил мягкий известняк ("белый камень"), хорошо поддающийся тщательной обработке и удобный для выполнения декоративной резьбы. Зодчие В.-с. ш. от подражания чётким и строгим формам построек, характерных для Киева начала12 в. (церковь в Кидекше, 1152), вскоре перешли к поискам более органичных для камня мягких и живописных архитектурных форм (Успенский собор во Владимире, 1158-1160, достроен в 1185-89), придав классически законченное выражение крестово-купольной композиции храма. Мастерское владение пропорциями, тонко развитое чувство массы и материала проявились в архитектуре стройного дворцового комплекса в Боголюбове, тянущейся ввысь, изящной и лёгкой церкви Покрова на Нерли, величавого Дмитриевского собора во Владимире (1194-1197). С формами этих зданий согласован их резной декор, включенный в целостную систему архитектурно-пластические решения фасадов и идущий порой от образцов романского стиля (перспективные порталы, аркатурно-колончатые пояса, рельефные композиции). Но образы сюжетных рельефов не осложнены аллегорической символикой романского искусства. В них христианская иконография своеобразно сочетается с опоэтизированными анимистическими представлениями, бытовавшими в народной среде. В храмах начала 13 в. возрастает декоративное начало: на притворах применяются нарядные килевидные завершения (Рождественский собор в Суздале, 1222-25; Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, 1230-34); резное убранство заполнило стены собора в Юрьеве-Польском, смягчая конструктивную ясность форм и отвечая народному пристрастию к узорочной изукрашенности. Присущие зодчеству В.-с. ш. в 12 в. изысканность и дух оптимистической светскости в известной мере отразились и в её живописи, более зависимой от церковного контроля. В росписях Дмитриевского собора во Владимире (около 1197), в отдельных сохранившихся иконах ("Дмитрий Солунский" из Дмитрова, конец 12 - начало 13 вв., Третьяковская галерея) поражают просветлённая одухотворённость образов, пластическая выразительность, праздничная цветовая гамма. Выдающимся памятником декоративного искусства В.-с. ш. являются медные южные врата (1222-28) Рождественского собора в Суздале, на которых техникой золотой наводки выполнены сюжетные и орнаментальные композиции, отличающиеся необычайным богатством линейных ритмов.
Художественные достижения В.-с. ш. послужили в 14-15 вв. одним из главных источников для искусства Москвы, ставшей после свержения монголо-татарского ига центром объединения русских земель.
Лит.: Воронин Н. Н., Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков, т. 1-2, М., 1961-62; Вагнер Г. К., Мастера древнерусской скульптуры, М., 1966; Ростово-Суздальская школа живописи. [Каталог; вступ. ст. В. И. Антоновой], М., 1967.
? И. М. Глозман.