Государственная служба
Государственная служба, вид трудовой деятельности, заключающийся в практическом осуществлении государственных функций работниками государственного аппарата, занимающими по выборам, по назначению или по конкурсу должности в государственных учреждениях и получающими от государства вознаграждение за свой труд. Как админисративно-правовой институт Г. с. - комплекс правовых норм, определяющих правовое положение служащих, условия и порядок прохождения службы, ответственность государственных служащих и формы их поощрения.
В СССР, где в результате Великой Октябрьской социалистической революции был ликвидирован старый государственный аппарат, нет привилегированного чиновничества, государственной бюрократии как особой касты, стоящей над народом и властвующей над ним. Декретом ВЦИК от 10 (23) ноября 1917 были упразднены сословия и гражданские чины, в 1918 для государственных служащих и рабочих были установлены равные ежегодные отпуска, государственные служащие были приравнены ко всем др. трудящимся в отношении социального обеспечения, продолжительности рабочего дня, на них было распространено единое трудовое законодательство. Советское государство законодательно закрепило право каждого гражданина обжаловать неправильные действия любого служащего.
Основное содержание сов. Г. с. - организаторская работа по претворению в жизнь советских законов, решений Советов депутатов трудящихся, по осуществлению задач и функций Советского государства, творческой научной разработке вопросов государственного управления. Советские государственные служащие осуществляют свою деятельность от имени государства, что в ряде случаев обусловливает наличие у некоторых из них определённых властных полномочий (например, право найма и увольнения). Действия их порождают правовые последствия или условия, необходимые для возникновения таких последствий. Г. с. (порядок и условия поступления на работу, оплата труда, увольнение и т. п.) регулируется единым для всех рабочих и служащих законодательством о труде: Основами законодательства о труде, КЗоТ союзных республик, а также административным законодательством - специальными положениями об органах государственного управления, должностными инструкциями и др. правовыми актами, в которых определены служебно-должностные обязанности и права государственных служащих, некоторые особенности их правового положения (требование в ряде случаев специального образования, запрещение службы близких родственников на соподчинённых или подконтрольных должностях и др.).
По характеру выполняемых функций работники государственного аппарата разделяются на государственных служащих, наделённых полномочиями властного характера (право отдавать распоряжения, принимать на работу, распоряжаться государственным имуществом и т.д.), и государственных служащих, выполняющих функции вспомогательного, специального характера, необходимые для реализации задач данного государственного органа. Соответственно различают должностных лиц, представителей власти, специалистов или функциональных работников (инженеры, экономисты, врачи и т. д.) и вспомогательный персонал.
Программа КПСС 1961 предусматривает дальнейшую демократизацию Г. с.: распространение принципа выборности и подотчётности перед представительскими органами и избирателями на всех руководящих работников; периодическую сменяемость и систематическое обновление состава руководящих органов и др.
В буржуазных государствах Г. с. - один из старейших социальных институтов, в котором сложились строгая классификация, иерархические правила и традиции. Термин "Г.с." иногда заменяется термином "гражданская служба" (Великобритания, США), "публичная служба" (Франция, ФРГ, Япония). В каждой стране имеется установленная нормативными актами классификация государственных служащих, в силу чего постоянно сохраняется резкая грань между высшими и низшими служащими с точки зрения их заработной платы, привилегий и т. д. Обычно существует три-четыре группы (класса) служащих (например, в Великобритании - администраторы, исполнители, клерки и обслуживающий персонал, во Франции - высший, 1-й и 2-й классы, каждый из которых подразделяется на 7-8 ступеней). Для каждой группы установлен образовательный ценз. См. также Бюрократия.
Лит.: Манохин В. М,, Советская государственная служба, М., 1966; Административное право, М., 1970, с. 84-95, 148-59.
? П. И. Романов.