Дейнека Александр Александрович
Дейнека Александр Александрович [8(20). 5. 1899, Курск, - 12.6.1969, Москва], советский живописец, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1947; вице-президент в 1962-1966), Герой Социалистического Труда (1969). Член КПСС с 1960. Учился в московском Вхутемасе (1920-25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского. Член-учредитель общества ОСТ. В ранний период (20-е гг.) работал главным образом в области журнальной графики. Уже в это время в живописи и графике Д. сложился круг тем и образов, определивших характер его творчества в целом; обращаясь к мотивам индустриального труда, техники, городской жизни, спорта, Д. стремился выразить мироощущение нового, советского человека. Его почти монохромные произведения 20-х гг. отличаются выразительностью монументальных форм, динамичной композицией, построенной на контрастном сопоставлении плоскостей, объёмов и различных пространственных планов, графически чёткой манерой письма; обобщённые образы рабочих, подчинённых то торжественно-напряжённому, то бурному ритму труда, инженерная логика ажурных строительных конструкций и сама техника становятся воплощением новой эпохи в жизни страны ("На стройке новых цехов"). В этот же период Д. создал своё лучшее произведение на историко-революционную тему - картину "Оборона Петрограда" (1928, Центральный музей Вооружённых Сил СССР, Москва), в которой нашла выражение суровая героика Гражданской войны 1918-20. В 30-е гг. в творчестве художника нередко появляются лирические мотивы ("Мать", 1932, Третьяковская галерея). Сюжеты, динамичный ритм и живописное решение наполненных солнцем и светом произведений Д. этого времени передают энтузиазм первых пятилеток, ощущение радости жизни и созидательного труда советских людей; произведения, посвящённые теме спорта, приобретают большую социальную конкретность, олицетворяя силу, физическое и духовное здоровье советского общества и советского человека ("Донбасс. Обеденный перерыв", 1935, Художественный музей Латвийской ССР, Рига; "Будущие лётчики", 1938, Третьяковская галерея). Остротой наблюдений и социальных характеристик отличаются произведения, выполненные Д. на основе впечатлений от поездок по США, Франции, Италии в 1934-35 ("Улица в Риме", 1935, Третьяковская галерея). В годы Великой Отечественной войны Д. создал проникнутую героическим пафосом картину "Оборона Севастополя" (1942, Русский музей, Ленинград) и суровые, драматические пейзажи ("Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года", 1941, Третьяковская галерея). В послевоенный период Д. вновь обращается к темам и образам, найденным в 1920-30-е гг. ("У моря", 1956-57, Русский музей). Монументальная живопись Д. по своей тематике и образному строю тесно связана с его станковыми работами (панно и росписи в Центральном театре Советской Армии, 1940, и на ВДНХ, 1957; мозаики - плафоны станций московского метрополитена "Маяковская", 1938-39, и "Новокузнецкая", 1943, фриз в фойе Дворца съездов в Московском Кремле, 1960-61; мозаики "Хорошее утро", "Хоккеисты", 1959-60, "Красногвардеец", "Доярка", 1962, - Ленинская премия, 1964). Д. много работал в области станковой графики (серии - "Севастополь", 1932-34, Третьяковская галерея и Русский музей, "Москва военная", 1946, Третьяковская галерея, - обе акварель, гуашь; и др.), создавал плакаты ("Физкультурница", 1933), иллюстрации, а также скульптурные работы. Преподавал (профессор с 1940) в московском Вхутеине (1928-30), Московском полиграфическом институте (1928-34), Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1934-46 и 1957-63), Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945-1952, директор в 1945-48), Московском архитектурном институте (1953-57). Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Соч.: Из моей рабочей практики, M., 1961; Учитесь рисовать, [сост. при участии К. А. Александрова, Л. В. Гудскова, и др.], M., 1961.
Лит.: Маца И. Л., А. Дейнека, M., 1959; А. А. Дейнека. [Каталог выставки], M., 1969; Konečnу D., A. Dejneka, Praha, 1961.
? M. H. Яблонская.