Диспетчерская централизация
Диспетчерская централизация, система регулирования движения поездов на блок-участках ж. д. из одного пункта управления с применением средств телемеханики. Д. ц. представляет собой сочетание автоблокировки на перегонах с электрической централизацией стрелок и сигналов станций участка и располагает аппаратурой телеуправления и телесигнализации, устройствами местного управления стрелками и сигналами на станциях, центральным диспетчерским аппаратом, пультом управления со световым табло, устройством для автоматической регистрации движения поездов (поездографом) и т.д. (см. Железнодорожная автоматика и телемеханика). Все операции по приёму и отправлению поездов на станциях участка производит поездной диспетчер, находящийся в пункте управления, а следование поездов по перегонам регулируется автоматически по сигналам проходных светофоров.
Д. ц. главным образом распространена на однопутных линиях, позволяет повысить их пропускную способность на 25-30% и уменьшить число работающих (50-60 человек на каждые 100 км пути).
Лит.: Пенкин Н. Ф., Диспетчерская централизация, М., 1963.