Авиа- и ракетостроительные монополии
Авиа- и ракетостроительные монополии капиталистических стран. Производство авиа- и ракетной техники сконцентрировано в руках небольшой группы монополий главных капиталистических стран. Господствующее положение во 2-й половине 60-х гг. занимали монополии США, на долю которых приходилось около 80% всей продукции авиаракетной техники в капиталистическом мире и более 80% её экспорта. Значительные авиационные компании Англии, Франции, ФРГ и Японии. В США более 50% всех занятых в отрасли работает на предприятиях шести монополий-гигантов (см. табл.). Крупнейшие авиа- и ракетостроительные монополии капиталистических стран1 (1966, млн. долл.) Год создания Активы Собственный капитал Число занятых (тыс. чел.) Оборот по продаже Валовая прибыль Валовая прибыль (%) Чистая прибыль Монополии США к обороту к собст-венному капиталу
"Боинг" 1916 1445 564 128 2357 151 6,4 26,9 76
"Мак-Доннел-Дуглас"2 1967 853 323 124 1775 96 5,3 30,0 47
"Норт-Американ-Рокуэлл" 1967 966 568 114 2660 169 6,4 29,7 90
"Дженерал дайнемикс" 1952 734 286 93 1797 101 5,5 35,3 58
"Локхид эркрафт" 1932 727 318 90 2085 110 5,3 31,3 59
"Юнайтед эркрафт" 1934 1046 417 82 1666 96 5,1 22,9 46 Монополии западно-европейских стран3
"Хокер Сидли груп" (Англия) 1935 938 385 122
1075 ? 2,2 6,5 23,5
"Бритиш эркрафт" (Англия) 1960 239 47 34
448 ? 1,9 18,0 8,7
"Сюд-авиасьон" (Франция) 1957 591 87 29
309 ? 0,9 3,7 2,7
1 Монополии расположены по числу занятых на предприятиях каждой монополии в убывающем порядке.? 2 За 1965.? 3 Вследствие отсутствия данных о валовой прибыли приведены чистая прибыль и ее отношение к обороту и собственному капиталу.
В Англии 95% всей авиапромышленности монополизовано "большой четвёркой": "Хокер Сидли груп" ("Hawker Siddeley Group") и "Бритиш эркрафт" ("British Aircraft") (авиа- и ракетостроение), "Уэстленд эркрафт" ("Westland Aircraft") (вертолётостроение), "Роллс-Ройс" ("Rolls-Royce") и её дочерней фирмой "Бристол Сидли энджинс" ("Bristol Siddeley Engines") (авиадвигатели). Во Франции большая часть авиатехники выпускается тремя компаниями: "Сюд-авиасьон" ("Sud-Aviation"), "Нор-авиасьон" ("Nord-Aviation") и "Марсель Дассо" ("Marcel Dassault"), в ФРГ - пятью: "Ферайнигте флюгтехнише верке" ("Vereinigte Flugtechnische Werke"), "Бёльков" ("Bölkow"), "Дорнье" ("Dornier"), "Мессершмитт" ("Messerschmitt"), "Гамбургер флюгцойгбау" ("Hamburger Flugzeugbau"). В Японии на долю четырёх фирм приходится до 97% всего производства авиатехники, в том числе у "Мицубиси хэви индастрис" ("Mitsubishi Heavy Industries") сосредоточено 50%. В Италии выпуском авиатехники занимается практически только "ФИАТ" ("FIAT"). Наряду со специальными А.- и р. м. известную роль в развитии этой отрасли производства играют также компании других отраслей, в том числе автомобильные ["Дженерал моторс" ("General Motors"), "Форд" ("Ford") и "Крайслер" ("Chrysler") в США, "ФИАТ" в Италии], электротехнические ["Дженерал электрик" ("General Electric"), "Вестингауз электрик" ("Westinghouse Electric") и "Уэстерн электрик" ("Western Electric") в США].
Монополии США по своей мощи значительно превосходят компании других стран. Шестёрка авиаракетных корпораций США входит в число 50 крупнейших промышленных монополий капиталистического мира. Число занятых в одной только "Боинг" ("Boeing") превышает 125 тыс., тогда как в Англии во всей отрасли занято около 250 тыс., а во Франции 100 тыс. чел. По величине активов и числу занятых с монополиями США может сравниться только английская "Хокер Сидли груп", уступающая, однако, им по размерам оборота. Корпорации США обладают монополией на такие важные виды продукции, как стратегические ракеты, межконтинентальные воздушные лайнеры и др. По их лицензиям работают многие авиакомпании Европы, Канады и Японии. Развитие западно-европейских авиаракетных компаний затруднено как конкуренцией мощных монополий США, так и относительной узостью внутреннего рынка этих стран: ёмкость рынка западно-европейских стран для продукции гражданской авиатехники составляет 40%, а для военной авиационной продукции около 20% ёмкости рынка США.
Конкуренция монополий США и высокие темпы технического прогресса, приводящие к строительству более дорогих и сложных машин, вызвали серию слияний и поглощений среди авиаракетных компаний ведущих западно-европейских стран и вынуждают их кооперироваться при разработке отдельных проектов; в 1967 приняты решения о слиянии двух ведущих компаний Англии ("Хокер Сидли груп" и "Бритиш эркрафт"), трёх в ФРГ ("Бёльков", "Мессершмитт" и "Ферайнигте флюгтехнише верке") и о реорганизации французской авиаракетной промышленности с целью дальнейшей её концентрации и специализации.
Большое военно-стратегическое значение А.- и р. монополий и капиталоемкость производства обусловили высокое развитие государственно-монополистических тенденций в этой отрасли. Государство субсидирует и финансирует производство, а также значительную часть исследовательских работ монополий. В США и Великобритании многие авиационные предприятия были построены в годы 2-й мировой войны на государственные средства, а затем переданы на льготных условиях частному капиталу. Большое участие государство принимает в реорганизации авиа- и ракетостроения в Великобритании и в особенности во Франции, где оно является собственником ведущих авиационных компаний. А.- и р. монополии США тесно связаны с военным ведомством. В их руководящие органы входит большое число отставных генералов и адмиралов, в частности, только на "Дженерал дайнемикс" ("General Dynamics") работает около 190 бывших высокопоставленных военных.
А.- и р. м. представляют собой мощные военно-промышленные концерны, в оборотах которых военная и космическая продукция занимает от 50% до 90%; крупнейшие из них выступают генеральными подрядчиками по комплексным системам оружия. По сумме получаемых военных заказов А.- и р. м. США занимают первые места среди промышленных компаний страны. В 1965 "Локхид" ("Lockheed") получила военные заказы на сумму 1,7 млрд. долларов, "Дженерал дайнемикс" 1,1 млрд., "Мак-Доннелл" 855 млн., "Норт-Американ" 745 млн.,"Юнайтед эркрафт" 632 млн. и "Боинг" 583 млн. долларов. Правительственные заказы на военную и космическую технику служат источниками высоких прибылей. Особенно наживаются А.- и р. м. в периоды военных действий. По сравнению с 1935 валовой доход 8 авиаракетных компаний США увеличился в 1940 в 91 раз, в 1945 более чем в 210 раз. Только за 1964-66 в связи с агрессией США во Вьетнаме валовая прибыль А.- и р. м. США выросла в 1,5 раза и составила почти 2 млрд. долларов. А.- и р. м. ведут постоянную борьбу за получение правительственных заказов, исход которой зачастую решают не объективные показатели, а связи с военным ведомством. Ярким примером является скандальный случай с крупнейшим в истории США многомиллиардным (6,5 млрд. долларов) заказом на производство военных самолетов FB-111. Несмотря на то, что "Боинг" представила более экономичный и технически более совершенный проект, этот заказ в 1962 был выдан фирме "Дженерал дайнемикс", т. к. её поддержали некоторые руководящие военные деятели. Построенный ею самолёт оказался в несколько раз дороже запроектированного и не соответствовал обусловленным тактико-техническим характеристикам.
Крупнейший по числу занятых А.-и р. м. является концерн "Боинг" (США), занимающий 1-е место в мире по производству воздушных лайнеров, один из ведущих поставщиков реактивных транспортных самолётов и вертолётов, а также известного бомбардировщика В-52, генеральный подрядчик по выпуску системы оружия "Минитмен". Поставки правительству составляют в среднем 50%, в отдельные годы до 70% всех продаж монополии. "Боинг" входит в сферу влияния калифорнийской финансовой группы и группы "Фёрст нэшонал сити банк" ("First National City Bank"). Занимающая первое место по размерам оборота "Норт-Американ-Рокуэлл" ("North-American-Rockwell", США) создана в 1967 путём слияния двух корпораций: 1) контролируемой Дюпонами " Норт-Американ авиэйшен", выпускающей ракетные двигатели и космическую технику (40% её продукции), в том числе космические корабли "Аполлон", и 2) "Рокуэлл стандард", выпускающей узлы и компоненты для авиаракетной, автомобильной и другой техники.
Монополия "Мак-Доннелл-Дуглас" ("McDonnell-Douglas", США) основана в 1967 после того, как одна из ведущих авиаракетных корпораций "Мак-Доннелл", выпускающая в основном военную и космическую продукцию, поглотила компанию "Дуглас эркрафт" ("Douglas Aircraft"), важное место в продукции которой занимали гражданские самолёты.
"Дженерал дайнемикс" (США) выпускает почти исключительно военную и космическую технику и является одним из крупнейших поставщиков управляемых снарядов, военных самолётов, подводных лодок; контролируется группами Лимена и Крауна. Монополия известна рядом неудачных проектов (FB-111 и др.).
90% продукции концерна "Локхид" (США), находящегося в сфере влияния калифорнийской финансовой группы, приходится на военную и космическую технику. Он занимает одно из ведущих мест в области создания стратегических баллистических ракет, является генеральным подрядчиком по производству ракет "Поларис" для атомных подводных лодок. По его лицензии в ФРГ, Японии, Италии, Бельгии и Нидерландах построены истребители-бомбардировщики F-104 "Старфайтер".
"Юнайтед эркрафт" (США) специализируется на выпуске мощных реактивных и турбовинтовых двигателей, электронной аппаратуры "Норден" и вертолётов, по производству которых она занимает 2-е место в США. По её лицензиям строятся вертолёты в Англии, Франции и Японии. Контролируется Гарриманами и "Фёрст нэшонал сити банк".
На долю авиаракетной продукции приходится около 70% объёма производства английской монополии "Хокер Сидли груп". Она занимает важные позиции в производстве авиадвигателей и другой авиатехники в Канаде [через дочернюю фирму "Де Хэвил-ленд эркрафт оф Канада" ("De Havil-land Aircraft of Canada")].
По проекту реорганизации авиаракетостроения Франции, принятому в 1967, государственные компании "Сюд-авиасьон" и "Нор-авиасьон" сосредоточат в своих руках выпуск соответственно гражданской авиапродукции и ракетной техники, а строительство военных самолётов будет сконцентрировано на предприятиях частной компании "Марсель Дассо".
Ведущее место в самолётостроении ФРГ занимает компания "Ферайнигте флюгтехнише верке", 35% акционерного капитала которой принадлежит Круппу, 26% "Юнайтед эркрафт" (США) и 12% семье Хейнкель; она создана в 1963 путём слияния компаний "Фокке-Вульф" и "Везер", в 1964 к ней присоединилась фирма "Э. Хейнкель". В ней занято 10 тыс. человек. Компания в 1967 освоила серийное производство разработанных совместно с французскими компаниями военно-транспортных самолётов для западно-германского бундесвера и французских ВВС.
И. А. Агаянц.