Администрация
Администрация (от лат. administratio - управление),
1) в широком смысле - вся деятельность государства по управлению, которую К. Маркс определял как "...организующую деятельность государства" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 440). В СССР общегосударственную А. образуют исполнительные и распорядительные государственные органы, осуществляющие функции управления, т. е. повседневное управление экономическим, социально-культурным и административно-политическим строительством в Советском социалистическом государстве.
2) В узком смысле - лица, которые руководят учреждением или предприятием. Например, директор предприятия и его заместители, ректор высшего учебного заведения и его заместители образуют соответственно А. данного предприятия, вуза. В основе деятельности советской А. лежит принцип законности, общие же правовые основы деятельности общегосударственной А. установлены Конституцией СССР, а также конституциями союзных и автономных республик. Правовое положение А. предприятий и учреждений, их компетенция определяются Уставом (Положением) этого учреждения. Партийные организации КПСС предприятий, в соответствии с Уставом КПСС, пользуются правом контроля деятельности администрации (ст. 59). Большую помощь в работе А. оказывают профсоюзные организации предприятий и учреждений, постоянно действующие производственные совещания и др. Взаимоотношения вышестоящей и нижестоящей А. строятся на основе принципа демократического централизма.
А. наделяется определёнными правами, необходимыми для реализации возложенных на неё обязанностей (например, правом на издание актов управления, найма и увольнения рабочих и служащих, поощрения и дисциплинарного наказания подчинённых). Вовне А. представляет интересы учреждения или предприятия, от его имени заключает договоры, выступает в судебных, арбитражных и др. государственных органах, а также в общественных организациях.
А. Е. Лунёв.