Аланы
Аланы (лат. Alani), самоназвание ироны, в византийских источниках - аланы, по-грузински осы, по-русски ясы, многочисленные ираноязычные племена, которые выделились в последнем веке дон. э. из среды полукочевого сарматского населения Северного Прикаспия, Дона и Предкавказья и поселились в 1 в. н. э. (по сведениям римских и византийских писателей) в Приазовье и Предкавказье, откуда совершали опустошительные походы на Крым, Закавказье, Малую Азию, Мидию. Основа хозяйства А. этого времени - скотоводство. В 372 А. были разбиты гуннами. Часть А. вместе с гуннами участвовала в Великом переселении народов и через Галлию, Испанию достигла Северной Африки. Другая часть А. отошла в предгорья Кавказа. В Центральном Предкавказье сложилось объединение аланских и местных кавказских племён, возглавленное А. и в письменных источниках получившее название Алании. Происходит процесс оседания кочевников-А. и переход их к земледельческо-скотоводческому хозяйству. В 8-9 вв. зарождаются феодальные отношения у А., временно вошедших в состав Хазарского каганата. На рубеже 9-10 вв. у А. возникает раннефеодальной государство; в 10 в. А. играют значительную роль во внешних связях Хазарии с Византией. Из Византии в Аланию проникает христианство. Развитие производительных сил, торговли приводит к зарождению феодальных городов, остатками которых являются городища: Нижне-Архызское на р. Б. Зеленчук, Верхне- и Нижне-Джудатские на р. Терек, Ахалкалинское на р. Сунже и др. О богатой аланской культуре дают представления знаменитые катакомбные могильники и городища на Северном Донце (Салтово-Маяцкая культура) и Северном Кавказе. Распространены наземные гробницы, дольмено-образные склепы (в верховьях Кубани), наземные каменные склепы с ложными сводами, катакомбы, обычно состоявшие из дромоса и эллипсовидной камеры. Некоторые поселения А. были ограждены стенами, сложенными насухо из каменных тёсаных плит, на которые наносились резные геометрические орнаменты, иногда схематические изображения животных и людей. Прикладное искусство А. в 4-5 вв. представлено главным образом ювелирными изделиями из золота и серебра с полудрагоценными, преимущественно красными, камнями или стеклом (т. н. полихромный стиль); позднее появились подвески и др. украшения, отделанные птичьими головками. В 7-9 вв. распространяются литые антропоморфные изображения, фигурки всадников, штампованные бронзовые бляшки с растительным и геометрическим узором, украшавшие одежду и конский убор. О наивысшем расцвете искусства А. (10-12 вв.) свидетельствуют предметы из Змейского могильника (Северная Осетия): орнаментированные золочёные бляхи, складни-амулеты, туалетные принадлежности, одежда, ножны сабель, уникальный золочёный конский начельник в виде женской полуфигуры, фрагменты кожаной попоны с вышитыми павлинами и плетёнкой. В 10-12 вв. у А. зародилась письменность, был создан героический Нартский (нартовский)эпос.
Тяжёлый удар А. был нанесён монголо-татарами, окончательно захватившими в 1238-39 равнины Предкавказья. Уцелевшая часть А. ушла в горы Центрального Кавказа и в Закавказье (Южная Осетия), где ассимилировалась с местным кавказским населением. С 14 в. среди А. стал распространяться ислам. Прямыми потомками А. являются современные ираноязычные осетины. Определённую роль А. сыграли в этногенезе и культуре и др. народов Северного Кавказа.
Лит.: Ванеев 3. Н., Средневековая Алания, Сталинири, 1959: Кузнецов В. А., Аланские племена Северного Кавказа, М., 1962; Плетнева С. А., От кочевий к городам, М., 1967; Происхождение осетинского народа. Материалы научной сессии, посвященной проблеме этногенеза осетин, Орджоникидзе, 1967.
В. А. Кузнецов.