Неоконфуцианство
Неоконфуцианство, идеалистическая школа китайской философии, сложившаяся в основном в период Суй (10-13 вв.). Н. сформировалось в процессе борьбы с буддизмом и даосизмом, подвергаясь в то же время их влиянию. Ранними предшественниками Н. можно считать писателя и философа 8-9 вв. Хань Юя и его ученика Ли Ао, которые поставили задачу обновления и дальнейшего развития конфуцианства с целью преодоления влияния даосского и буддийского учений в Китае. В отличие от раннего конфуцианства с его главным образом этико-политическими концепциями, в Н. значительное место занимают вопросы онтологии, натурфилософии и космогонии. Один из основателей Н. мыслитель 11 в. Чжоу Дунь-и, или Чжоу-цзы, выдвинул понятие "великого предела" (тай цзи) как первоосновы мира. Этому абсолютному "великому пределу" подчиняется мир природы и мир этических отношений как единая система, как две стороны единого целого. Учение Чжоу-цзы восприняли и развивали Чжан Цзай и братья Чэн Хао и Чэн И. Наиболее видным представителем Н. был крупный сунский учёный 12 в. Чжу Си - комментатор, историк, философ-дуалист. Он привёл в систему основные философские представления своих предшественников. Чжу Си считал, что "великий предел" содержит два начала (идеальное бестелесное "ли" и материальное "ци"), признавая "ли" предшествующим всему и возвышающимся над всем, но могущим существовать только с "ци". Виднейшим представителем субъективно-идеалистического направления Н. считают философа конца 15 - начала 16 вв. Ван Ян-мина, который идею Конфуция и Мэн-цзы о врождённости знаний дополнил утверждением о том, что мир является порождением сознания.
Н. поддерживало реакционную концепцию древнего конфуцианства о незыблемости существующих социальных порядков, о естественном характере разделения людей на высших и низших, на "благородных мужей" и "мелких людишек". Неоконфуцианцы пересмотрели толкование основного свода конфуцианской канонической литературы - "Пятикнижия" ("У цзин"). По предложению Чжу Си новым конфуцианским каноном было провозглашено "Четверокнижие" ("Сы шу").
В конце 13 - начале 14 вв. Н. стало официальной идеологией. Н. сохраняло своё господствующее положение в философской и общественно-политической мысли Китая до начала 20 в. Оно оказало большое влияние на философские взгляды в Японии, Корее и Вьетнаме.
Лит. см. при ст. Конфуцианство.
? Л. И. Думан.