Организация движения
Организация движения автотранспорта, организация дорожного движения (ОДД), деятельность, обеспечивающая движение транспортных средств по дорогам с высокими скоростями и безопасностью для всех его участников. На Конференции ООН в Вене (1968) приняты международные соглашения "Конвенция о дорожном движении" и "Конвенция о дорожных знаках и сигналах", в которых отражён передовой опыт О. д. в европейских странах. СССР подписал эти соглашения; основные направления О. д. в СССР: обучение водителей и пешеходов, их убеждение и при необходимости принуждение к соблюдению Правил дорожного движения, совершенствование дорожных условий и транспортных средств, регулирование дорожного движения. К участникам дорожного движения (водителям, пешеходам, пассажирам) предъявляется ряд требований, которые в СССР сформулированы в Правилах дорожного движения и др. нормативных документах. Например, водителем автомобиля может стать каждый, достигший 18-летнего возраста и выдержавший экзамены по теории и практике вождения в Государственной автомобильной инспекции. Кроме того, каждому водителю необходимо получить положительное медицинское заключение. Рост интенсивности движения транспорта и усложнение обстановки на дорогах сделали необходимым обучение элементарным правилам безопасности и пешеходов; за нарушение принятых в дорожном движении норм административную, а если оно повлекло за собой серьёзное последствие, и уголовную ответственность несут не только водители, но и все др. участники движения. Курс Правил дорожного движения изучается в общеобразовательных школах.
К деятельности по О. д. относят и разъяснительно-воспитательную работу, которая ведётся с помощью средств массовой пропаганды и др.
Большое значение для правильной О. д. имеют Строительные нормы и правила,по которым проектируется и создаётся дорожная сеть страны, а также стандарты безопасности в автомобилестроении. Они обеспечивают проведение необходимых технических мероприятий по совершенствованию дорожных условий и конструкций транспортных средств. Мероприятия по О. д. входят составной частью и в типовые проекты на застройку населенных пунктов. Продукция автомобильных заводов должна удовлетворять требованиям, помогающим предотвращать дорожно-транспортные происшествия (рулевое управление, система тормозов и т.д.), и к средствам пассивной безопасности, снижающим тяжесть возможных последствий, когда происшествия избежать не удалось. Исправность транспортных средств контролирует Госавтоинспекция.
О. д. в СССР опирается на исследования закономерностей дорожного движения, учитывает перспективы развития автомобильного транспорта.
См. также Дорожно-транспортные происшествия, Дорожные знаки, Регулирование дорожного движения.
? В. В. Лукьянов.