Полносборное строительство
Полносборное строительство, обобщённое название современных наиболее совершенных методов строительства зданий и сооружений из крупноразмерных сборных конструкций и изделий, изготовленных на заводах строительной индустрии. При П. с. возведение зданий (сооружений) становится в основном механизированным процессом их сборки и монтажа из полностью готовых унифицированных конструктивных элементов (крупных блоков или панелей, объёмных блоков и др. комплексных конструкций), что существенно сокращает трудоёмкость, стоимость и сроки строительства, а также повышает его качество.
П. с. в крупных масштабах впервые в мировой практике было организовано в СССР в середине 50-х гг. Особенно широкое распространение методы П. с. получили в жилищно-гражданском строительстве после принятого ЦК КПСС и Советом Министров СССР постановления "О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства" (1954) и постановления Совета Министров СССР "О развитии крупнопанельного домостроения" (1959), положивших начало созданию широкой сети высокомеханизированных предприятий строительной индустрии и определивших основные направления дальнейшей индустриализации и технического прогресса строительного производства. О необходимости расширения практики П. с. сказано в Директивах 24-го съезда КПСС по 9-му пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР. Доля П. с. в общем объёме государственного и кооперативного жилищного строительства составила 29,5% в 1965, 37,2% в 1970, а в 1975 (по плану) превысит 50%. Во многих городах СССР методами П. с. сооружено (1974) 80-90% новых жилых зданий. Объём П. с. интенсивно возрастает также в промышленном и с.-х. строительстве.
Экономическую эффективность П. с. зависит от характера и мощности местной материально-производственной базы строительства, наличия транспортных средств, дальности перевозок изделий и др. условий. Она определяется в основном тремя взаимосвязанными технико-экономическими показателями: удельной массой конструкций здания или сооружения, степенью укрупнения сборных монтируемых элементов и степенью их заводской готовности.
Удельная масса конструкций (масса, отнесённая к площади или к объёму конструкции) характеризует затраты основных материалов, которые в полносборных зданиях, как правило, намного меньше, чем в зданиях с традиционными конструкциями "построечного" типа (например, в крупнопанельных домах она почти в 2 раза меньше, чем в кирпичных). Уменьшение массы и, следовательно, общей материалоёмкости конструкций существенно снижает стоимость строительства.
Степень укрупнения сборных элементов, определяемая средним количеством их, приходящимся на единицу площади здания (сооружения) или на единицу его объёма, может изменяться в широких пределах в зависимости от типа здания, принятой конструктивной системы и используемых материалов. В жилищном П. с. из бетонных и железобетонных элементов показатель степени укрупнения (на 1 м2 жилой площади) в надземной части здания составляет: при крупноблочной системе 1,4-1,7 элем./м2; при крупнопанельной системе 0.7-1,0 элем./м2; при строительстве из объёмных блоков размером на комнату 0,06-0,10 элем./м2. При повышении степени укрупнения элементов (т. е. при уменьшении показателя степени укрупнения) увеличиваются темпы монтажа, сокращаются общие сроки возведения здания, снижаются затраты труда на строительной площадке.
Степень заводской готовности сборных элементов и здания (сооружения) в целом характеризуется соотношением затрат труда, связанных с изготовлением конструкций на заводе, и общих затрат труда (на заводе и на постройке). Чем выше доля заводских затрат, тем больший экономический эффект может быть достигнут в результате применения методов П. с. Степень заводской готовности современных полносборных жилых зданий составляет в среднем: при крупноблочной системе 30-35%; при крупнопанельной системе 40-60%, при строительстве из объёмных блоков 70-85% (в перспективе).
В жилищно-гражданском строительстве при "ячейковой" структуре плана жилого дома и небольших площадях помещений укрупнение сборных элементов здания (панелей, блоков) производится обычно до размеров на одну комнату, реже - на две комнаты. Элементы с такими размерами не выходят за пределы транспортных габаритов; их перевозят панелевозами или на грузовых платформах и непосредственно "с колёс" монтируют в здании башенными передвижными кранами.
При строительстве промышленных и др. большепролётных зданий с редко расположенными (в плане) опорами их покрытия и др. части зданий монтируют из сборных элементов (ферм, балок, настилов, панелей), размеры которых не превышают пределов, удобных для их изготовления и перевозки. При монтаже таких конструкций в ряде случаев целесообразно применять предварительную укрупнительную сборку конструктивных элементов. При этом методе конструкции и изделия, доставляемые с заводов на строительную площадку, на специально оборудованном полигоне собирают в звенья, узлы или части здания (отдельные участки покрытий, стен и т.д.) значительной протяжённости, а затем в готовом виде поднимают краном и устанавливают в проектное положение. Размеры монтируемых элементов (в зависимости от конструктивной и объёмно-планировочной систем здания и от мощности подъёмных механизмов) могут достигать нескольких сотен м2. На рис. показан пример укрупнительной сборки и монтажа покрытия на строительстве большепролётного производственного здания завода промышленных тракторов в г. Чебоксары (1973). Укрупнённый элемент покрытия состоит из стальных решётчатых ферм и прогонов, уложенного по ним стального листового настила, слоя утеплителя и рулонной кровли. При строительстве в необжитых и труднодоступных районах (например, на Крайнем Севере) для доставки строительных грузов нередко используется воздушный транспорт; в этих условиях укрупнительную сборку целесообразно производить непосредственно на заводе - изготовителе конструкций. См. также Блок объёмный, Домостроительный комбинат, Индустриализация строительства, Крупнопанельные конструкции, Крупноблочные конструкции, Подъёма этажей метод.? Лит.: Кузнецов Г. Ф., Дома заводского производства, М., 1968; Научно-технический прогресс в строительстве, М., 1972; Белов В. П., Развитие объёмноблочного домостроения, М., 1973.
? Г. Ф. Кузнецов.