Атональная музыка
Атональная музыка (греч. а - отрицательная частица; буквально - внетональная музыка), понятие, относящееся к музыке, не имеющей тональной организации звуков. Возникло в начале 1900-х гг. и было связано с творчеством композиторов новой венской школы (А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн). Основной признак А. м. - отсутствие объединяющего соотношения тонов с главным центром лада - тоникой. Отсюда - аморфность музыкальной речи, распад структурных функций гармонии, диссонантный уровень звучания и т.п. Отсутствие ладо-гармонических ориентиров крайне затрудняет восприятие музыки, хотя отдельным крупным композиторам порой удавалось создать впечатляющие атональные сочинения. В этих произведениях использованы особо острые выразительные средства темброво-ритмического порядка, напряжённые сценической ситуации и поэтические тексты: монодрама "Ожидание" (1909) и сюита "Лунный Пьеро" (1912) Шёнберга, опера "Воццек" Берга (1921) и др.
В 1922 Шёнберг изобрёл метод композиции "с 12 соотнесёнными лишь между собой тонами" (получивший затем наименование додекафония), в задачу которого входило внесение в анархию А. м. строгого порядка. А. м. лежит в основе многих систем композиции, входящих в арсенал авангардизма. Эстетические принципы А. м. тесно связаны с экспрессионизмом. Метод, приёмы и элементы А. м. встречаются у композиторов различных направлений (Ч. Айве, Б. Бриттен, Б. Барток, А. Онеггер и др.).
Лит.: Друскин М., Пути развития современной зарубежной музыки, в сборнике: Вопросы современной музыки, Л., 1963; Шнеерсон Г., О музыке живой и мертвой, М.. 1964; Мазель Л., О путях развития языка современной музыки, "Советская музыка". 1965, №6, 7, 8; Berg A., What is atonality?, в кн.: S Ionimsky N., Music since 1900, N. Y., 1949: Schoenberg A., Style and idea, N. Y., 1958; Rognoni L., Espressionismo e dodecafonia, Torino, 1954 (библ. с. 355-95); Reti R., Tonality, atonality, pantonality, L., 1958; Perle G., Serial composition and atonality, Berk.-Los Ang., 1962; Austin W., Music in the 20th century, N. Y., 1966 (библ. с. 552-662).
Г. М. Шнеерсон.