Большая советская энциклопедия

Сонатная форма

Сонатная форма, самая развитая из нециклических форм инструментальной музыки. Её длительное историческое развитие привело в конце 18 в. к кристаллизации в творчестве венских классиков И. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена строгих композиционных норм. Согласно этим нормам, Сонатная форма складывается из 3 крупных разделов - экспозиции, разработки и репризы. Экспозиция обычно состоит из 4 партий - главной, связующей, побочной и заключительной. В главной излагается первая тема в основной тональности. Связующая готовит вторую тему, тему побочной партии, которая проходит в доминантовой или параллельной тональности (в этом подразделе может быть и несколько тем). Заключительная партия - новая тема или ряд мотивов и фраз завершающего характера. Второй раздел Сонатная форма - разработка, в которой интенсивно развивается тематический материал экспозиции, сменяет друг друга ряд тональностей. В третьем разделе - репризе (итал. - повторение) вновь проходит материал экспозиции, но с изложением главной и побочной партий в одной (основной) тональности. В Сонатная форма часто встречаются и два необязательных раздела - вступление и кода (общее заключение). Этот нормативный план Сонатная форма в процессе исторической эволюции изменялся, но основные его черты - три крупных раздела, принцип противопоставления двух или более тем (противопоставления, способного воплощать значительные образные контрасты, отражать конфликты реальной действительности) - остаются главнейшими её признаками. Сонатная форма используется в первых частях сонатно-циклических произведений (симфония, соната, трио, квартет и др.), а также в отдельных, самостоятельных сочинениях - увертюрах, поэмах и др.

  В. П. Бобровский.

 

Смотрите также: