Большая советская энциклопедия

Аэрорадионивелирование

Аэрорадионивелирование, способ определения при аэрофотосъёмке высот точек местности, основанный на измерении времени прохождения радиоволн от самолёта до земной поверхности и обратно. Разработан в СССР в 1945. А. выполняется путём определения высоты полёта HR с помощью радиовысотомера и превышения DHC самолёта над исходной изобарической поверхностью, измеряемого статоскопом.

Высоты точек AR получают в условной системе - от поверхности Е, параллельной изобарической (рис. 1), определяя их по формулам AR?= HR - DHC, AR = R - C?

где R - постоянная величина, большая AR?

Для определения HR из показаний радиовысотомера, измеряющего расстояние D от самолёта (т. е. от центра проекции S)до ближайшей точки М земной поверхности (рис. 2), на прецизионном стереометре с помощью "сеток стереосфры" по аэроснимкам измеряют поправку DD; тогдаНR = D + DD. Если уклоны местности меньше 2?, то поправки DD не измеряют. Для приведения высот AR к уровенной поверхности необходимо определить геодезические высоты Ar. точек надира аэроснимков (т. е. точек N, лежащих на отвесной линии) в начале и конце маршрута аэрофотосъёмки, тогда (рис. 1)
Точность A. mAR = ? 1,5 м (при длине маршрута 30-40 км и Н до 3500 м) - в открытых равнинных и холмистых районах. Густой лес вызывает "повышение" высот примерно на половину высоты древостоя (в зависимости от густоты леса и развитости крон деревьев), мелкий и редкий лес влияния на результаты измерений не оказывает. Водные поверхности вызывают "повышение" высот около 3 м. В скалистых горных районах А. не применяют в связи с затруднительностью установления, от какой точки местности отражён данный радиосигнал.
В Канаде и в ряде других стран А. основано на сочетании радиовысотомера с узко направленн. ым излучением и гипсотермометра. Этот комбинированный прибор (аэропрофилограф) непосредственно вычерчивает на ленте профиль местности по трассе полёта с точностью примерно вдвое ниже указанных значений. А. применяют при создании топографических карт масштабов 1:25 000 и мельче, проектировании путей сообщения и для других инженерных целей.
Лит.: "Тр. Центрального научно-исследовательского института геодезии, аэрофотосъемки и картографии", 1959, в. 129: Кожевников Н. П., Крашенинников Г. Д., Каликов Н. П., Фотограмметрия, 2 изд., М., 1960: Коншин М. Д., Аэрофотограмметрия, М., 1967.
? Н. П. Кожевников.

Смотрите также: